• Разрывать пластилиновый столбик («зернышки для ку
рочки»).
• Соединять края пластилинового столбика («сушки», «ко
лечки для пирамидки»).
I • Втыкать в пластилин палочку, держа ее щепотью («ябло-
ко», «ежик»).
• После лепки фигуры круглой формы оттягивать острый
кончик («овощи-фрукты»).
• Прищипывать края изделия из пластилина («пирожок»,
., «цветок»).
{ • Делать стеком вмятины в пластилине («глазки у ежика»,
«пуговки у неваляшки»).
Аппликата
Начинать этот вид деятельности малыш может только тогда, когда у него сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место.
На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш.
Виды работ
• Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к
поверхности, намазанной клеем («снег», «листочки», «цве
ты»).
• Прикреплять природный материал и мелкие бытовые пред
меты к картону с помощью комка пластилина, прижи
мая их ладонью или указательным пальцем (пуговицы:
«игрушки на елку», «колеса к машине», «глазки зверя
там»; ракушки: «цветочки», «бабочки» и т.д.).
|
|
• Расплющивать пластилин на картоне, делать вмятины сте
ком («пуговки», «глазки», «цветочки»).
Доминантная рука
Многие дети с синдромом Дауна долго не отдают заметного предпочтения правой или левой руке. Отчасти это можно объяснить трудностями, которые они испытывают при пересечении рукой средней линии тела. Иными словами, если объект находит-
ся слева, то ребенку легче действовать левой рукой, чем тянуться к нему наискосок правой.
Развитие ведущей руки исключительно важно, так как затянувшееся равноценное использование обеих рук тормозит развитие мелкой моторики в деятельности.
Перед началом формирования ведущей руки необходимо выяснить, какой руке малыш отдает предпочтение сам, когда тянется и берет игрушку, держит еду. Чаще всего эти два показателя помогают определить, какая рука является ведущей. Если доминантную руку определить не удается, мы начинаем развивать правую как ведущую, а левую — как вспомогательную.
Трудности с формированием доминантной руки могут указывать на проблемы зрения. У детей с синдромом Дауна могут быть проблемы в согласованном действии глаз. Если им трудно сфокусировать взгляд на объекте, они используют тот глаз и, соответственно, ту руку, которые оказываются ближе к этому объекту. В таких случаях для формирования согласованной работы глаз необходимы специальные упражнения.
Очень важно поощрять использование одной руки как ведущей не только на специально организованных занятиях рисованием или лепкой, но и в повседневной жизни.