Мы не раз упоминали, что каждый навык представляет собой цепочку последовательных действий, направленных на достижение результата. Основу любой деятельности составляет совокупность навыков.
Высокий уровень развития мелких движений сам по себе не гарантирует появление тех или иных навыков. Нарушение планирования, трудности в запоминании последовательности операций диктуют необходимость особой работы, в которой прослеживается два основных направления:
1. Постепенное формирование деятельности в тесном взаимо
действии с развитием не только двигательной, но и интеллекту
альной сферы.
2. Использование особых приемов формирования цепочки
действий. Сущность данного метода заключается в том, что каж
дый навык делится на ряд последовательных операций. Ребенок
должен научиться последовательно выполнять их.
т* Существует несколько приемов помощи детям в овладении
Цепочкой действий.
.» • На практике чаще всего используется многократное повто-
I' рение всей цепочки. Этот способ помощи непродуктивен и
|
|
«'• утомителен для ребенка со сниженными объемом памяти
-**1 и скоростью восприятия.
: • Прямая цепочка. В этом случае ребенок сам выполняет
|>к первое действие, а остальные за него завершает взрослый.
?" Количество действий, совершаемых ребенком, постепен-
С! но увеличивается, пока не будет сформирована вся це-
"! почка.
1 • Обратная цепочка. Взрослый производит все действия,
1 входящие в цепочку, ребенок делает только последний
шаг. Постепенно количество шагов, совершаемых ребен-
?' ком, увеличивается. Данный метод дает очень хорошие
Ь-' результаты, так как, завершая цепочку, ребенок сам по-
I лучает результат.
»'* • Чередующаяся (перемежающаяся) цепочка. После анализа
Р уровня развития навыков малыша в цепочке выделяются
те операции, которые он может совершить самостоятель-
> но. Взрослый и ребенок выполняют действия поперемен
но. Важно, чтобы последнее действие сделал ребенок. По-
? • степенно, по мере совершенствования деятельности, ре-
Г бенок выполняет все большее число операций самостоя-
}" тельно.
Г"