Здесь эффективно, наряду с использованием многократных повторений, применять изолированную стимуляцию (предъявление стимула при максимальном исключении других раздражителей), предъявление сильных и контрастных стимулов с постепенным уменьшением интенсивности и сближением характеристик стимулов, подлежащих различению. Подробнее остановимся на отдельных видах восприятия в зависимости от ведущего анализатора.
Развитие слухового восприятия включает в себя сравнение и различение двух и более стимулов при постепенном уменьшении разницы звучания по высоте, силе и темпу. Детям предлагается сравнить звучания различных музыкальных инструментов — дудочки, колокольчика, барабана, гармошки. На первом этапе сравниваются гармошка и барабан, потом возможно сравнение дудочки и колокольчика, еще позже гармошки и дудочки. Возможно различение знакомых детям бытовых шумов — шуршание целлофанового пакета, стук молотка, позвякивание ложечки о стакан и т.д. Предлагаются также задания, предполагающие определение местонахождения источника звука, как, например, в игре «К мишке в гости».
|
|
Развитие слухового восприятия реализуется на логопедической части занятия (слуховое внимание, сосредоточение и различение), на играх в кругу (песня-игра «Тихо мы захлопаем в ладоши»), во время танцев (смена движений в зависимости от характера музыки), на двигательных занятиях (передвижение детей в направлении звука).
Развитие зрительного восприятия направлено на выработку умения выделять цвет, форму, величину, расположение предметов, соотношение части и целого. Важным разделом работы является обучение анализу и сравнению предметов, подбору пар, группировке при постепенном сближении признаков и уменьшении длительности их предъявления. На логопедическом занятии ребенок по словесной просьбе показывает один из двух и более объектов во время игры в кругу (лото), в процессе игры с развивающими игрушками («твистер» — развитие прослеживания, сборно-разборные игрушки и развивающие центры — развитие зрительно-двигательной координации).
Работа по развитию тактильного восприятия состоит из системы специальных игр, предлагающих определение качества поверхности, формы и величины тактильно-двигательным способом (ощупывание), а также включением аналогичных заданий в повседневную жизнь.
Обоняние и вкусовое восприятие на занятиях адаптационной группы реализуются во время еды. Основная работа в этом направлении проводится в семье. В специальной литературе встречаются данные о перспективности работы над развитием обоняния, оказывающего значительное воздействие на запоминание по методу ассоциаций.