Развитие восприятия продолжает сенсорную программу, но задействует уже более высокий уровень: запоминание, осмысление и сохранение чувственного опыта

Здесь эффективно, наряду с использованием многократных повторений, применять изолированную стимуляцию (предъявле­ние стимула при максимальном исключении других раздражите­лей), предъявление сильных и контрастных стимулов с посте­пенным уменьшением интенсивности и сближением характерис­тик стимулов, подлежащих различению. Подробнее остановимся на отдельных видах восприятия в зависимости от ведущего анали­затора.

Развитие слухового восприятия включает в себя сравнение и различение двух и более стимулов при постепенном уменьшении разницы звучания по высоте, силе и темпу. Детям предлагается сравнить звучания различных музыкальных инструментов — ду­дочки, колокольчика, барабана, гармошки. На первом этапе срав­ниваются гармошка и барабан, потом возможно сравнение дудоч­ки и колокольчика, еще позже гармошки и дудочки. Возможно различение знакомых детям бытовых шумов — шуршание целло­фанового пакета, стук молотка, позвякивание ложечки о стакан и т.д. Предлагаются также задания, предполагающие определение местонахождения источника звука, как, например, в игре «К мишке в гости».

Развитие слухового восприятия реализуется на логопедичес­кой части занятия (слуховое внимание, сосредоточение и разли­чение), на играх в кругу (песня-игра «Тихо мы захлопаем в ладо­ши»), во время танцев (смена движений в зависимости от харак­тера музыки), на двигательных занятиях (передвижение детей в направлении звука).

Развитие зрительного восприятия направлено на выработку умения выделять цвет, форму, величину, расположение предме­тов, соотношение части и целого. Важным разделом работы явля­ется обучение анализу и сравнению предметов, подбору пар, груп­пировке при постепенном сближении признаков и уменьшении длительности их предъявления. На логопедическом занятии ребе­нок по словесной просьбе показывает один из двух и более объек­тов во время игры в кругу (лото), в процессе игры с развиваю­щими игрушками («твистер» — развитие прослеживания, сборно-разборные игрушки и развивающие центры — развитие зритель­но-двигательной координации).


Работа по развитию тактильного восприятия состоит из систе­мы специальных игр, предлагающих определение качества повер­хности, формы и величины тактильно-двигательным способом (ощупывание), а также включением аналогичных заданий в по­вседневную жизнь.

Обоняние и вкусовое восприятие на занятиях адаптационной группы реализуются во время еды. Основная работа в этом на­правлении проводится в семье. В специальной литературе встреча­ются данные о перспективности работы над развитием обоняния, оказывающего значительное воздействие на запоминание по ме­тоду ассоциаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: