Здесь работа ведется в следующих направлениях:
• Узнавание объекта по общему образу, без выделения раз
личных характеристик.
• Обследование объекта с помощью различных анализато
ров с целью выделения его свойств и качеств, выполне
ние заданий по группировке, а позже - по классифика
ции и сериации (ряд предметов, выстроенный по прин
ципу убывания или возрастания одного из свойств).
• Соединения двигательного, тактильного, зрительного и
слухового образов в один целостный образ и соединение
целостного образа с названием (жест и слово).
Приведем конкретный пример: если вначале малыша просят найти мишку, то после проведения всех этапов работы он сможет найти большого лохматого мишку или маленького мишку с красным бантиком.
3. Игры, направленные на развитие внимания и памяти, учитывают сохранную у детей с синдромом Дауна зрительно-двигательную память. Начало работы в основном характеризуется использованием большого количества наглядности, обязательным включением усвоенного материала в повседневную деятельность и свободную игру. Продемонстрировав новый предмет или игрушку, а также способы взаимодействия с ним, мы создаем ситуацию, в которой ребенок может сам обыграть или использовать новый для него объект. Постепенно работа смещается на развитие слуховой памяти, а в случае затруднения подключается зрительно-двигательный канал памяти. В качестве примера можно приве-
сти задание «На чем я играю?», в котором используются два различных по зрительному и звуковому признаку инструмента (барабан и дудочка). Последовательность работы следующая.
• Создание слухо-зрительного образа каждого инструмента:
знакомство с внешним видом, способом игры на нем и
характером звучания.
• Соединение образа с соответствующим словом и жестом.
г Педагог играет на инструменте, дети жестом и звукопод
ражанием обозначают происходящее. Это длительный этап,
проходящий все стадии от подражания до спонтанного
называния, который подробно описан в разделе, посвя-
/ щенном формированию речи и общения.
• Выполнение задания на слухо-зрительное различение, пред
ставляющего собой попеременную игру педагога на бара-
, • бане и дудочке, проводится до тех пор, пока дети не
научатся безошибочно обозначать с помощью жеста и звукоподражания инструмент, на котором в данный момент играет педагог.
• Различение звучания на слух. Дети могут ответить, что за
инструмент звучит, указав на соответствующую картин
ку, или с помощью звукоподражания и жеста. В случае
затруднения можно снова вернуться к слухо-зрительному
предъявлению. Хорошим способом является восприятие
на слух звучания в сочетании с рассматриванием изобра
жений инструментов.
4. Дидактические игры, развивающие мышление (сравнение,
обобщение, классификация, выявление причинно-следственной связи)
Такого рода игры уже упоминались нами в работе по развитию восприятия. Здесь следует особо подчеркнуть работу над обобщением образов, формированием представлений и понятий, а также сравнений реального объекта и его изображения на логопедической части занятия (см. описание работы над пониманием речи).