Работая над развитием исследовательской деятельности, мы, как уже упоминалось, придерживаемся общего направления развития в норме. На занятиях адаптационной группы работа обычно начинается с этапа развития адекватных манипуляций и завершается этапом появления простой цепочки действий, что состав-
ляет хорошую базу для формирования различных видов деятельности. Перечислим последовательность этапов работы.
• Формирование способности манипулировать предметами
в зависимости от их назначения. На данном этапе в ос
новном используется метод подражания, когда взрослый
демонстрирует способ действия с игрушками и бытовы
ми предметами. Хорошие имитационные способности де
тей с синдромом Дауна позволяют быстро расширить объем
адекватных манипуляций.
• Метод проб и ошибок (практическая ориентировка). На
учившись свободно передвигаться с помощью ползанья и
ходьбы, а также овладев некоторой суммой предметных
действий, малыши бывают готовы к реализации зало
женной в них потребности к исследовательским действи
ям. Помимо развивающих игрушек положительную роль
могут сыграть интересные для детей предметы, располо
женные в игровой комнате таким образом, что достать их
можно, лишь совершив ряд последовательных действий с
ориентировкой на изменяющиеся условия.
|
|
• Формирование перцептивных способов исследования (при-
меривание и зрительная ориентировка). Мышление у ма
леньких детей во многом представляет собой припомина
ние способов решения практической задачи. На предыду
щем этапе выбор подходящего варианта происходил с
использованием метода проб и ошибок. Запоминая успехи
и неудачные варианты при использовании этого метода,
а также продвинувшись на более высокий уровень разви
тия зрительного восприятия, ребенок получает возмож
ность осуществлять выбор способом примеривания и зри
тельной ориентировки.
Использование этих навыков для решения простых практических задач возможно при создании постепенно усложняющихся бытовых и игровых ситуаций. К примеру:
- Игрушка, книжка или другой предмет, интересующий
малыша, лежит высоко на столе. Чтобы достать его, нуж
но залезть на стульчик.
- Стульчик, на который уже научился залезать малыш,
стоит не рядом со столом, его нужно принести.
- На стульчике лежит коробка, она мешает залезть на стуль
чик. Ее нужно предварительно снять.
мой- Для того, чтобы достать игрушку со стола или из-под кровати, требуется использовать лопатку, клюшку. Если ребенок уже научился использовать орудие для достижения цели, можно организовать задание так, чтобы предложить ему выбор: возможно, лопатка окажется слишком короткой, или малыш поймет, что клюшка более удобна.
|
|
Зная реальный уровень развития деятельности малыша, объем его двигательной активности, состояние интеллектуальных навыков, мы можем правильно организовать работу. Описанная выше последовательность, годится и для других заданий, встроенных в реальную жизнь.
Перечень навыков когнитивного развития детей раннего возраста, который мы поместили в приложении, составлен на основе «РоЛа^е Ейисаиоп Рго§гатте» и материалов психолого-педагогического обследования Е.А. Стребелевой.
Подводя итог, приводим рекомендации
По организации обучения детей с синдромом Дауна
Главный принцип организации обучения
• Преимущественно ориентируйтесь не на возраст, а на уро
вень развития ребенка.
• Используйте мотивацию, значимую для конкретного ре
бенка.