Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение когнитивного развития, внимания, памяти, но несмотря на это они, несомненно, обладают достаточно большим потенциалом для обучения навыкам самообслуживания.
Особенности развития памяти и мышления детей с синдромом Дауна влияют на развитие навыков тонкой моторики, поскольку им сложнее планировать последовательность движений уже на ранних этапах развития, когда больше всего задействуется крупная моторика. Это, в свою очередь, ощутимо замедляет развитие навыков мелкой моторики, а следовательно, и развитие навыков самообслуживания.
Обычно к началу обучения навыкам самообслуживания ребенок владеет определенной суммой навыков и умений.
• Устойчиво сидит, контролирует положение головы, мыш
цы плечевого пояса должны быть достаточно сильными,
поскольку от этого зависит точность движений рук.
• Ему необходимо уметь имитировать движения взрослых.
• Он должен координировать движения рук и глаз, уметь
пересекать рукой среднюю линию тела, то есть, не теряя
равновесия, дотягиваться и брать рукой предмет, сто
ящий с противоположной стороны.
|
|
• Малышу необходимо управлять предплечьем, уметь ме
нять положение кистей рук, поворачивая их тыльной
или ладонной стороной, а также действовать двумя ру
ками.
• К началу освоения навыков самообслуживания у ребенка
бывает выработана определенная сумма мелких движе
ний, в том числе щепотный захват.
В то же время ребенок с синдромом Дауна может владеть не всеми перечисленными навыками и умениями. В этом случае при обучении навыкам самообслуживания используется адаптивный
подход. Для каждого ребенка создается индивидуальная программа, включающая специальное оборудование и подбор методов формирования того или иного навыка в доступном для ребенка варианте. В разделе, посвященном мелкой моторике, мы уже упоминали об этом, здесь еще раз повторим, что использование навыков, находящихся в зоне актуального развития сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития. Например, ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, э.то не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим будут проводиться игры, помогающие малышу усвоить данный навык. Только после усвоения данного навыка его можно будет включить в цепочку бытовых действий.
Занимаясь формированием навыков самообслуживания, следует помнить, что эта работа занимает длительный период и что у каждого ребенка свои сроки усвоения каждого навыка.