Только на основании дискомфорта от грязных штанов у ребенка формируются все перечисленные стадии. Некоторые родители летом держат детей без штанишек — результат тот же, что при пользовании памперсами. Кожа малыша быстро высыхает, он чувствует себя достаточно комфортно и поэтому не испытывает необходимости что-либо менять в своем поведении.
Умение ночью оставаться сухим, напротив, требует использования памперсов. Возможно, на первый взгляд в этом есть противоречие, но еще раз задумаемся, чего мы хотим достичь: «Малыш должен проспать всю ночь, не просыпаясь, и остаться сухим». Если каждую ночь будить ребенка и высаживать на горшок, как это встречается в ряде семей, мы рискуем получить стойкую привычку просыпаться среди ночи, сидеть на горшке, общаться со взрослым и даже играть. В этом случае ребенок, который уже может всю ночь оставаться сухим, просыпается, будит родителей, а если они не сразу встают, мочится в постель.
44' Мы рекомендуем одновременно с использованием памперсов изменить режим питания. Нужно учитывать, что не только сок и молочные продукты, но и фрукты и овощи содержат большое количество жидкости. В последнее кормление лучше дать кашу или что-нибудь мучное.
|
|
В то же время есть и взрослые люди, которые обязательно встают ночью в туалет. Если ребенку больше трех-четырех лет, а памперсы к утру все еще оказываются мокрыми, возможно это и есть тот самый случай. Исключив сопутствующие заболевания, с таким ребенком придется изменить тактику поведения, приучая ночью просыпаться, чтобы сходить в туалет.
Последовательность приучения та же, что и в дневное время.
• Ребенок, уложенный спать без памперсов, просыпается
оттого, что мокрый.
• Взрослый отмечает время, когда это происходит, или,
если спит чутко, слышит изменения в поведении ребенка
во сне, будит малыша и сажает на горшок.
• Постепенно ребенок приучается проситься вовремя, или
сам встает и идет в туалет. Часто это бывает после четырех
лет, а у мальчиков может быть и позже.
Виды помощи при формировании навыков самообслуживания
Помощь или содействие ребенку может быть разной.
• Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуе
мое действие (например, возьми мыло).
• Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок,
подражая, сделал правильно. Это особенно полезно, ког
да ребенок не способен реагировать только на устные ука
зания (например, намылить руки мылом).
• Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на пра
вильное выполнение задания (например, указать на нух
ный для ребенка предмет).
• Физическая - физические действия, помогающие малы
шу. Например, руками помогать ребенку справиться с той
частью деятельности, которая для него особенно сложна
(например, открыть кран).
|
|
Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, так чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.
Оборудование т»
Существуют и другие способы помощи детям при развитии навыков самообслуживания Все процессы, в которых участвует ребенок, должны быть тщательно продуманы и обязательно должны сопровождаться положительными эмоциями.
• Вода должна быть теплой.
• Раковина - на уровне ребенка. *
• Мыло должно быть маленьким.
• Крючок для полотенца — на уровне груди ребенка.
• Для того чтобы отличить кран с холодной водой от крана
с горячей, они должны быть синим и красным соответ
ственно
• Чашка должна быть пластмассовой, со слегка отогнуты
ми краями или пластиковая чашка может быть обрезана с
одного края
>4'*( • Мисочка должна быть с высокими краями, ее лучше поставить на мокрое полотенце, чтобы не скользила
• Одежда на ребенке должна быть удобной (штаны, кол
готки на резинке, без ремешков, обувь на липучке)
Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.
Самообслуживание — это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. В это время также закладываются основы культуры поведения Нельзя пропустить благоприятный период, когда малыш хочет действовать сам и его привлекают действия с предметами. Наверстать упущенное время будет достаточно сложно.
Часть II °