• Ребенок и ассистент представляют собой единое целое,
поэтому ассистент не должен во время занятия разгова
ривать с ребенком, их собеседник — педагог.
• Если ребенок не повторяет за педагогом жест, ассистент,
взяв руки малыша в свои, делает этот жест вместе с ним
(совмещенное действие).
• Между вопросом педагога и совмещенным жестом должна
быть пауза, позволяющая ребенку ответить самостоятель
но.
5. Приветствуются периодические приглашения на занятия
других членов семьи.
6. Методика работы (использование большого количества на
глядных материалов, сопровождение речи жестами) требует учас
тия в проведении занятия двух педагогов.
7. Каждое занятие соответствует постоянной структуре, внут
ри которой происходят изменения.
8. Начало и конец занятия, а также смена видов деятельности
четко определены, очевидны для ребенка и образуют своеобраз
ную рамку, внутри которой ребенок чувствует себя безопасно и
уверенно.
9. Переход от этапа к этапу происходит по звуковому сигналу
в следующем порядке.
- Ведущий ударяет в гонг или звонит в колокольчик.
- Дождавшись, пока дети не повернутся в его сторону, сооб
щает им о том, что будет происходить дальше.
- Педагог использует короткую ясную фразу, сопровождая ее
ключевым жестом. Например, «Сейчас будем мыть руки и кушать»
— используются жесты «мыть руки», «кушать».
10. В помещении, где проводятся занятия, имеются посто
янные зоны, что облегчает малышам ориентировку в простран
стве.
Постоянное соблюдение перечисленных условий позволяет малышу ориентировагься в последовательности происходящего, дает ему возможность предвидеть следующий шаг.
Приводим примерную структуру комплексного занятия. ^
1. Приход детей. Игры, свободное общение детей и родителей.
2 Логопедическое занятие.
• Приветственная песенка. -ч • Основная часть.
3. Свободная игра. °
4. Круг/хоровод — пение песенок и потешек с движениями.
5. Музыкальное занятие.
6. Свободное время — игры с использованием различного обо
рудования (горка, шариковый бассейн, самолет, машинки и т.д.).
Это время отведено и для посещения туалета.
7. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, апплика
ция).
8. Развитие крупной моторики и пространственной ориенти
ровки (физкультурное занятие).
9. Подготовка к еде, еда.
I 10. Прощание.
Примечание. Занятия по изобразительной деятельности и физкультурное чередуются, т е каждое проводится через неделю
Методические рекомендации по проведению комплексного *
Занятия
/. Приход детей, свободное общение детей и родителей
Очень важно дать время ребенку на адаптацию к помещению и обществу других детей. На это выделено время перед началом структурированного занятия.
Логопедическое занятие
В условиях группового занятия можно условно выделить два способа работы по развитию речи и общения.
• Специально организованное занятие.
• Использование речи на всех видах занятий и в быту.
Наиболее результативным оказывается сочетание этих спосо
бов. Например, первое знакомство с жестом, звукоподражанием,
словом и фразой происходит на специально организованных за
нятиях, а повторение и закрепление — на других видах занятий и
в быту.
Содержание и методика проведения логопедического занятия
1. Приветственная песенка Задачи
Приучать детей по сигналу гонга занимать свои места.
Дать начальные представления о структуре занятия — начало, определенная продолжительность, конец.
Привлекать внимание к действиям других детей.
Учить дожидаться своей очереди и выполнять задание в соответствующий момент
Оборудование
Стульчики для детей и родителей, колокольчик.