Начало занятия. Малыши по сигналу гонга, сопровождающемуся устной инструкцией, собираются в центре комнаты. Педагог приносит коробочку с музыкальными игрушками, каждый ребенок выбирает сам себе игрушку. Педагогами поощряется обмен игрушками во время танцев.
Танцы Дети под музыку двигаются, играют на музыкальных инструментах. Взрослые хлопают, в зависимости от ситуации включаются в танец.
Различение характера звучания. Смена движений в зависимости от характера музыки: быстрые движения и игра на музыкальных игрушках под плясовую музыку, изображение жестом или действием «спим», когда играет колыбельная. Как образец поведения используется большая дидактическая кукла.
Окончание занятия. По сигналу гонга малыши складывают игрушки в коробку.
6. Свободное время — игры по выбору детей и родителей с
использованием различного оборудования (горка, шариковый бас
сейн, самолет, машинки и т. д). Это время отведено и для посеще
ния туалета. Педагоги используют это время для подготовки к
следующим этапам занятия.
Изобразительная деятельность
Изобразительная деятельность в раннем возрасте рассматривается как разновидность игры, предусматривает использование игровой мотивации и обыгрывание результата деятельности.
Аспекты обучения навыкам изобразительной деятельности детей с синдромом Дауна подробно описаны в разделе «Мелкая моторика и зрительно-двигательная координация».
1 „I
7.1 Рисование
Занятие по рисованию с детьми раннего возраста предпола-га^еу использование следующих видов работы.
• Поощрение собственного рисования ребенка, узнавание
изображений в каракулях.
о, • Использование метода комментированного рисования как начального этапа коллективного рисования, способствующего возникновению мотивации и понимания задания. эед • Создание коллективных работ при участии родителей.
Расскажем подробнее о каждом из них:
Поощрение собственного рисования детей м
Основные задачи. 1!
• Вызвать положительный интерес к рисованию, познако
мить с тем, как создается изображение.
• Учить оставлять след карандашом или мелком, привле
кать интерес ребенка к результату своей работы.
• Формировать цепочку действий, направленную на дости
жение результата.
• Формировать навыки рисования. Совершенствовать мел
кую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Способствовать развитию билатеральной координации и
доминантной руки.
• Стимулировать развитие общения, речи и познаватель
ной деятельности.
Оборудование
• Доска или стенд для рисования.
• Удобные стульчики со спинками для детей и стульчики
той же высоты для взрослых.
• Круглый или полукруглый стол.
Материалы для рисования подбираются так, чтобы самое слабое усилие вело к оставлению следа. Цвета лучше подобрать контрастные по отношению к фону, например, на белой бумаге лучше использовать вначале только темные цвета.
• Для рисования используются толстые яркие мелки, фло
мастеры, маркеры, можно использовать ватку, намо
танную на палочку, окуная ее в яркую краску. Мы ис
пользуем также рисование пальцами, особенно указа
тельным.
• Малышей привлекают альтернативные способы рисова
ния — на песке, на запотевшем стекле, с помощью пуль
веризатора и т. д.
Содержание
Поощрение детей в их попытках оставить любые следы на доске или бумаге.
• Случайные отметки, точки.
• Черкания, каракули (хаотичные, вертикальные, горизон
тальные, круговые).
• Вертикальные и горизонтальные линии.
• Округлые формы (многократное движение по окружнос
ти)
~н!' Включение данных навыков в деятельность детей. ->й<к|ога
Размещение участников ^
Дети должны иметь возможность наблюдать за рисование^
' других участников (педагогов, родителей, детей). -
Позы при рисования При рисовании на горизонтальной плоскости — лежа на полу,
сидя за столом.
При рисовании на вертикальной плоскости — стоя или сидя
перед поверхностью для рисования, прикрепленной к стене или
мольберту.
Методика проведения
Для создания мотивации используется простой игровой сюжет, например, пришла курочка и просит зернышки. Педагог показывает способ выполнения, дети с помощью родителей выполняют, результат работы включается в игру. В данном примере курочка клюет и благодарит ребят.
Комментированное рисование — это рисование взрослым с
синхронным пояснением 1
Основные задачи
• Ознакомление детей со способом создания изображе
ния знакомых им объектов и действий (мишка, мишка
спит).
• Развитие соотнесенной речи.
• Развитие зрительного и слухового внимания.
• Стимуляция общения.
Оборудование
• Доска, стенд, мольберт для демонстрации рисования.
• Натуральные объекты для рисования педагогом с нату
ры.
• Стульчики для детей и взрослых.
• Яркие фломастеры и/или мелки.
Содержание
Подбор содержания диктуется тематикой раздела «Развитие речи». Учитываются времена года и праздники. Рисунки лаконичные, узнаваемые.