4. Период формально-логического абстрактного мышления - от
11 до 18 лет и далее.
Сенсомоторный период, когда главную роль в умственном развитии ребенка играют его ощущения и восприятия, Пиаже разделил на 6 стадий.
Стадия /: упражнение рефлексов. От рождения до месяца новорожденные хватают любой предмет, помещенный в их ладонь, сосут все, оказавшееся около рта, они реагируют на громкие звуки, яркий свет и резкие движения. На этой стадии все обучение осуществляется посредством таких рефлекторных действий и пяти чувств. Новорожденные «упражняют» все имеющиеся у них навыки (безусловные рефлексы), многократно повторяя их, они не различают предметы и поступают со всеми предметами одинаково.
Стадия 2\ первичные круговые реакции. На этой стадии (1-й - 4-й месяц жизни) ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению. Это приспособление (аккомодация) выражается в следующих изменениях в поведении малыша.
1. Появляется привычка сосать большой палец и, если на пер
вой стадии это происходило случайно, то теперь ребенок произ
вольно направляет свой палец ко рту, что говорит о начале фор
мирования системы «руки - рот», то есть о способности коорди
нировать действия руки и рта.
|
|
2. У ребенка появляются разные схемы, позволяющие ему
различать объекты, он начинает понимать, что одни предметы
при сосании дают молоко, а другие — нет. Теперь, когда ребенок
голоден, он отвергает как объект сосания все, не дающее молока.
3. Ребенок поворачивает голову в направлении звуков, изда
ваемых матерью, следит за ее перемещениями по комнате. Все это
говорит о формировании способности координировать слух и зре
ние, умения сосредоточить внимание на предметах или людях. На
данной стадии объект, пропавший из поля зрения, не существует
для ребенка.
Стадия 3: вторичные круговые реакции (4-8 месяцев). Малыши выполняют целенаправленные действия, и их поведение
г
становится еще более контролируемым и координируемым. Схемы, которые развились в сознании малыша на предшествующих стадиях, теперь координируются им. Как и на второй стадии, то или иное поведение проявляется случайно, но если его результат доставляет удовольствие, малыш будет повторять его. Возникает понимание между произведенным действием и результатом, то есть простейшие причинно следственные связи. Кроме того, у ребенка на этой стадии складывается некоторое представление о постоянстве предметов и людей, понимание того, что они существуют и в том случае, когда их нельзя увидеть. На 3-й стадии дети могут предвидеть место появления объекта, если его перемещение скрыто. (Для такого предвосхищения события необходимо неоднократное стереотипное перемещение объекта.)
|
|
Стадия 4: координация вторичных схем (8-12 месяцев). Происходит дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий. Малыш координирует две старые схемы, стараясь добиться желанного результата. Теперь это уже схемы целей, средств и способов их достижения.
Подобные действия называют исследовательскими. Ребенок на этой стадии иногда может предвосхищать события. Пиаже описал страх своей дочери, когда ей помазали спиртом царапину; впоследствии она начинала плакать, когда мать брала в руки пузырек. Ищут предмет в том месте, где находил его в последний раз.
Стадия 5: третичные круговые реакции (от 12 до 18 месяцев). Ребенок становится любознательным исследователем: он трогает руками кашу, размазывает ее по столу, бросает на пол ложку или выбрасывает из манежа игрушки. Малышу важно, как падают предметы, какой они издают при этом звук и многое другое, что взрослыми уже давно не воспринимается как что-то новое и интригующее. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными предметами, он может перестроить способы достижения цели в случае изменения ситуации. Это начало истинно мыслительной деятельности. Для решения практических задач используется метод проб и ошибок. Ребенок при поиске предметов ищет их не только там, где находил раньше, он понимает, что возможны и другие варианты местонахождения невидимого объекта.
Стадия 6: от полутора до двух лет. На этой стадии мышление и поведение детей полностью зависят от той информации, которую они получают благодаря органам чувств и двигательной активности.
6-я стадия характеризуется появлением символического мышления - способность по запечатленным в памяти ребенка символам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. У ребенка наблюдается игра с предметом-заменителем или воображаемым объектом. На этой стадии дети выполняют действия не только с реальными предметами, но и с их образами. Эти мыслительные операции позволяют в ряде случаев решать практические задачи, уже не прибегая к методу проб и ошибок. К концу стадии начинает осуществляться постепенный переход от конкретно-чувственного (наглядно-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, он длится весь дооператорный период, и в случае затруднений дети снова прибегают к помощи двигательных актов, так как двигательные усилия для них — необходимый элемент поиска, без которого им пока никак не обойтись. (Интересно, что бывают ситуации и у взрослых людей, обладающих хорошо развитым формально-логическим мышлением, когда они поступают аналогичным образом, то есть используют для решения задач метод проб и ошибок. Это свидетельствует о том, что с возникновением более высокой формы мышления простые формы не исчезают, но отходят на задний план, являясь фундаментом высокоорганизованной мыслительной деятельности.)
Подведя итог всему приведенному выше, можно сделать вывод о значимости сенсомоторного периода для развития ребенка и о необходимости учета последовательности стадий при построении работы с ребенком, характеризующимся отклонениями в развитии.
В данный период закладывается основа для усвоения языка, развития навыков устной речи.
Дооператорный (дооперациональный) период. От 2 до 7 лет
У ребенка появляется символическая функция: язык, символическая игра, отсроченная имитация, воспроизводящая события спустя некоторое время, а также внутренняя имитация, являющаяся основой для образного мышления. Появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с непосредственным окружением ребенка. Мышление в данный период характеризуется:
|
|
• необратимостью - неспособностью мысленно возвращаться
к исходному пункту своих размышлений;
• эгоцентризмом - неумением взглянуть на объект с пози
ций другого человека;
^ •»>! • отсутствием понятия сохранения - ребенок, фиксируя только исходное и конечное состояние объекта, не регистрирует происходящие с ним изменения и измененный объект не может признать идентичным исходному; • трансдуктивным умозаключением - от одного частного к
другому частному без соотнесения с общим. Ребенок умеет производить классификацию по образцу и распределять предметы по сериям.