Стратегии управления организацией на этапах жизненного цикла

 

Управление развитием организации на основе модели жизненных циклов дает возможность вырабатывать направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно проводить изменения. Кроме того, руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями той стадии, на которой находится организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения.

Организация существенно меняется от момента своего возникновения до прекращения своего существования. При этом должны меняться и методы управления организацией. Проблемы, актуальные на одних стадиях жизненного цикла организации, теряют свою актуальность на других стадиях жизненного цикла, их место занимают другие.

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Руководителям важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а, следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений.

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла:

Ø уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы;

Ø перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям;

Ø погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

На стадии возникновения организации руководитель должен принять следующие меры:

Ø тщательно изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;

Ø собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами и стратегией компании;

Ø взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала компании и внесения соответствующих коррективов в ее стратегию;

Ø изыскать возможности привлечения дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;

Ø рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотивации и стимулов.

На стадии развития организации на первый план в деятельности руководителя выступают:

Ø решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;

Ø обеспечение баланса между текущей и инновационной перспективной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала;

Ø оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий и т.п.

На стадии зрелости руководитель организации должен принимать такие меры:

Ø систематически и в первоочередном порядке следить за поведением конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в перспективные планы организации;

Ø проанализировать необходимость и возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструкторской подготовки производства;

Ø совместно с потребителями определять производственную и научно-техническую политику организации;

Ø создать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы целевых команд, использования матричных структур и т.п.

На стадии стагнации организации происходит определенная централизация управления компанией и в этих условиях руководитель:

Ø рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности компании на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;

Ø изучает возможности слияния с другими компаниями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;

Ø приступает к осуществлению изменений в организации и методах управления предприятием, в установлении связей с новыми рынками и поставщиками.

Возможности развития в организационном плане предоставляются самые разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

Возвращаясь к системе управления, на каждой стадии жизненного цикла целесообразно обратить особое внимание на следующие функции управления.

Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как руководители и сотрудники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.

Главным критерием при выборе типа управления должно быть поддержание стабильного баланса между постоянством и новшествами, осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего.

Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать стратегический или оперативный тип управления, отвечающий особенностям и задачам каждого этапа.

Одним из современных инструментов стратегического управления является управление по ключевым показателям эффективности деятельности и построение сбалансированной системы показателей.

По показателям эффективности можно сделать вывод о степени эффективности деятельности организации на различных стадиях жизненного цикла. Поэтому для эффективного управления финансово-экономическим состоянием организации критерии оценки на разных этапах жизненного цикла различны. Это связанно с тем, что организация развивается во времени, и, начиная с возникновения, претерпевает коренные изменения в инвестировании, структуре активов и пассивов, в состоянии конкурентоспособности и деловой активности, основных средств и прочих факторов.

Примером основных показателей эффективности, учитывающие руководством на различных стадиях жизненного цикла, могут быть приведенные в Таблице 3[6].

 

 

Таблица 3

Основные показатели эффективности в зависимости от стадии жизненного цикла

Этапы жизненного цикла Показатели
Платежеспособности и ликвидности Финансовой устойчивости Рентабельности и деловой активности Рыночной активности Рискованности
Возникновение + +     +
Становление     + +  
Развитие     + +  
Стагнация + + +   +

 

На разных этапах жизненного цикла руководство организации должно ставить перед собой конкретные цели и определять задачи для их достижения. Примером контроля исполнения задач на разных этапах жизненного цикла для достижения целей может служить Таблица4[7].

 

_______________________

[6] - Верхоглазенко В.Н. Критериальное управление развитием компании: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 206 с.

[7] - Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса, Москва, Журнал «Социс» (1996, № 10, с.63-71).

Таблица 4

Цели и потребности организации на разных стадиях жизненного цикла

Цель Задача Основные потребности для каждого периода жизненного цикла предприятия
становление развитие стагнация
Продажа новых продуктов; и/или освоение новых рынков Исследования и разработки х х х
Новые помещения х х  
Новое оборудование х х  
Замена оборудования х х  
Дополнительный капитал х х  
Дополнительные дебиторы х х х
Инвестиции в нематериальные активы х х х
Международная коммерческая деятельность Дополнительный капитал   х  
Дополнительные дебиторы   х х
Уменьшение кредитного риска   х  
Управление валютным риском   х х
Уменьшение финансового риска Управление валютным риском     х
Управление риском процентных ставок     х
Увеличение финансовой эффективности Управление книгой продаж х х х
Управление балансом наличности     х
Смена владельца предприятия План перехода прав собственности     х
Привлечение внешних инвесторов х х х
Уменьшение других рисков Консультации в области законодательства х х х
Консультации по вопросам налогообложения х х х
Консультации по бухучету х х х
Страхование х х х

 

Верная оценка руководством организации каждой стадии жизненного цикла обеспечивает эффективную и устойчивую ее деятельность.

Сложившиеся традиции в современном бизнесе позволяют выявить типичные отличительные черты управления в западных и восточных организациях, которые также необходимо учитывать, так как модели жизненных циклов к нам пришли с запада и слепо следовать им при управлении организацией без учёта специфики нации нецелесообразно.

Рассмотренные теоретические положения позволяют формировать базовые основы для выработки управленческих решений на практике. Анализ жизненного цикла учитывается при стратегическом планировании деятельности организации, изменении структуры, а также самой системы управления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: