Кто начал тревожится, тому себя не сдержать.
Сенека
Рефлексивные методы и креативные подходы позволяют усилить процессы мышления следователя, ускорить течение мысли, а мысль - это усиленная модель образа действия. Интеллект - накопление в памяти большого количества моделей-фактов, моделей-программ и манипуляций с ними.
Синтез мысли и чувства, символизирующий полноту отдельного «жизненного мира», позволяет погрузиться в бездну необъятной личностной рефлексии инсценировщика.
Творческий подход выражается не в системе идей, а в способах отношения к идеям, способам использования идей как систем интеллектуальных методов.
Озарение - инсайт приходит после длительного накопления стандартной информации.
Эхо заблуждения преступной личности доходит до внимательных уха и глаза следователя, который отделяет иллюзию (инсценировку) от реальности.
В преступной инсценировке каждый поворот события и сопутствующего мышления инсценировщика отражает причудливость лабиринта, где каждый отрезок пути воспроизводит трудность.
|
|
Преступник незримо заводит следователя в созданный им лабиринт ошибок и личных опасностей и пытается застать его «врасплох», где каждый причудливый фрагмент криминальной задачи должен, по его мнению, вызвать пустоты доказательств и невозможности познать игру, в которой никто не играет, т.е. путь тайного опознания реальности.
Творчество является неотъемлемым атрибутом следственной деятельности, так как следственные ситуации постоянно, каждодневно ставят перед следователем серию задач, каждая из которых требует своего решения применительно к возникшей следственной ситуации, индивидуальным особенностям ее участников.
Поэтому следователь должен быть готов к применению эвристических методов подобно приемнику, настроенному на определенную волну.
Человек настолько привык к неправильному мышлению, что он даже не пытается задуматься над тем, как это надо делать правильно.
Начинающему певцу в консерватории ставят голос, но это наводит на нескромную мысль о том, что начинающему криминалисту никто не ставит процесс мышления.
Можно допустить, что мышление само по себе будет поставлено выучиванием кодексов и правил..., но знание нот певцом никогда не раскроет его певческий диапазон.
Вышеизложенное позволяет сделать попытку предложить некоторые правила и ситуации «постановки» криминалистического мышления.