Рефлексивное управление на допросе

Власть над чужими головами непорочна.

Мудрость

Рефлексивное управление стимулирует деятельность допрашиваемого в определенном направлении, в частности стимулирует дачу правдивых показаний. Рефлексивное управление - это основанное на имитации мыслей допраши­ваемого управление его деятельностью по принятию объек­тивно обоснованных решений. Оно осуществляется за счет передачи допрашиваемому оснований для принятия жела­тельного, объективно обоснованного решения. Рефлексив­ное управление рассчитано на формирование у допрашивае­мого не только объективно обоснованного, но и тактически оправданного решения, оптимизирующего процедуру форми­рования психологического контакта и допроса в целом.

Установлена закономерность, которая должна быть учте­на при производстве допроса: чем сложнее вопрос, тем дальше человек будет отступать от привычных и нормаль­ных поведенческих стереотипов; чем опаснее для допраши­ваемого последствия допроса, его тактический проигрыш, тем больше внимания он придает собственным интересам и видит только свое, личное в рассматриваемой ситуации. Объективные обстоятельства им игнорируются. Сложная ситуация допроса может мобилизовать внутренние силы допрашиваемого на решение поставленных перед ним во­просов, а может и привести его деятельность в состояние расстройства и деформации. Трудные ситуации вызывают у допрашиваемого различные реакции. В связи с этим следо­ватель должен следить за состоянием допрашиваемого и по возможности контролировать процессы принятия решений. Рефлексивное управление процессами контактного взаимо­действия с допрашиваемым можно производить с помощью различных видов информации: речевой, овеществленной, кинофотографической, документальной и т.д. С помощью этой информации стимулируются определенные психиче­ские состояния допрашиваемого, пробуждаются потребно­сти к совершению определенных действий. Используя раз­личные виды информации, предъявляемой допрашиваемо­му, можно диагностировать его реакцию на данную инфор­мацию и использовать результаты диагностирования при формировании психологического контакта и тактики допро­са в целом. Информация, используемая следователем в так­тических целях, может рассматриваться как психологиче­ский реагент. Роль психологического реагента могут играть человек, предмет, явление, сообщение. Использование раз­личных психологических реагентов в процессах формирова­ния психологического контакта с допрашиваемым требует творческого, тактически оправданного и индивидуального подхода к каждому допрашиваемому, учитывающего резуль­тат прогнозирования его реакций на действия следователя.

Избрание и конструирование тактических приемов фор­мирования психологического контакта с конкретным доп­рашиваемым должно быть выполнено на основе глубокого изучения его личности и с учетом его возможной реакции на тактический прием. Регулирование процессов общения с допрашиваемым предполагает и саморегуляцию следовате­лем собственных состояний. Отношения с допрашиваемым должны строиться на основе преобразования конфликтных ситуаций в конкретные, т.е. от конфликта к контакту. Прове­дение допроса в условиях психологического контакта не только повышает эффективность допроса, но и снижает пси­хофизические затраты следователя, сохраняет его здоровье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: