Формирование ВНД у детей тесно связано с созреванием коры больших полушарий.
Для этого возраста характерно дальнейшее развитие всех видов условного торможения. Переделка стереотипа уже не сложная задача. У дошкольников интенсивно формируется аналитико-синтетические механизмы, вырабатываются условные рефлексы на сложные раздражители.
Для возраста 3-5 лет типичны бурные проявления эмоций, дети утверждают себя.
Обучение чтению в 6-7 лет развивает словесное мышление с внутренней речью. Дети в этом возрасте в состоянии управлять своим поведением.
К 7 летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий, что и обеспечивает способность ребенка к удержанию программ поведения. Типологические особенности ВНД у ребенка в 6-11 лет четко не определяется, т.к. сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов не стабильны. Развитие коры больших полушарий постепенно приближается к уровню взрослого человека
.
Право и левополушарные дети.
Все люди делятся на три типа: с преимущественно развитой правой частью головного мозга, левой частью и относительно равным развитием обеих частей. Дети с неравномерно развитыми полушариями головного мозга бывают правополушарные и левополушарные. Физическое развитие лево- и правополушарных детей тоже имеет ряд отличий. Отмечено, что больше склонны к занятиям спортом дети с развитым правым полушарием. Они осознанно хотят заниматься спортом, выполнение однотипных физических действий не вызывает у них никакого протеста. Правополушарных детей занятия спортом в большинстве случаев не привлекают в силу склада их ума, спортивной секции они предпочитают танцевальную студию. Хотя при желании они также смогут достичь хорошей спортивной формы. Но при выборе занятий родителям следует помнить, что у левополушарного гораздо больше шансов достичь высот в спорте, а у правополушарного — в творчестве и искусстве.
Основные характеристики левополушарных детей следующие:
-логический характер познавательной деятельности;
-склонность к обобщениям в суждениях;
-восприятие любого материала с точки зрения логики;
-руководство в поведении и поступках исключительно разумом, а не чувствами;
-на уроках русского языка выбор делается в пользу диктанта, а не сочинения;
-неспособность и нежелание к яркому проявлению чувств
Основными особенностями правополушарных детей являются: -склонность к образному мышлению;
-развитое воображение;
-способность одновременно обрабатывать большое количество разнообразной;
-на уроках русского языка выбор делается в пользу сочинения, а не диктанта;
-открытость и непосредственность в выражении своих чувств;
общительность.