Новикова Л.А.
Бахметьева Т.М
Методические рекомендации
К практическим занятиям по дерматологии
Для студентов медико-профилактического факультета
Тема: Болезни соединительной ткани (красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит)
Воронеж-2010
УДК 616.5+616.97 (071)
«Методические рекомендации к практическим занятиям по дерматологии для студентов лечебного факультета», подготовлены сотрудниками кафедры дерматовенерологии с дерматовенерологией и косметологией ИПМО ВГМА имени Н.Н. Бурденко – заведующей кафедрой, профессором, д.м.н. Л.А. Новиковой и доцентом, к.м.н. Т.М. Бахметьевой.-2010.- 11с.
Рецензенты:
Никитин А.В. – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ВГМА имени Н.Н. Бурденко.
Васильева Л.В. – доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней ВГМА имени Н.Н. Бурденко.
В представленной учебно – методической разработке представлены материалы к семинарским занятиям по основным разделам дерматовенерологии, в соответствии с учебной программой дисциплины. Учебно - методическая разработка предназначена для клинических ординаторов медицинских вузов
|
|
Составители:
Новикова Любовь Анатольевна, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой дерматовенерологии с дерматовенерологией и косметологией ИПМО ВГМА имени Н.Н. Бурденко.
Бахметьева Тамара Михайловна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры дерматовенерологии с дерматовенерологией и косметологией ИПМО ВГМА имени Н.Н. Бурденко.
Печатается по решению Центрального методического совета ВГМА имени Н.Н. Бурденко от 19.11.2009 г., протокол № 3.
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.
В них представлены: мотивация изучения темы, цели занятия, рекомендуемая литература, вопросы для подготовки.
Готовясь к практическим занятиям, студент повторяет базисные разделы, читает рекомендуемую литературу по теме и проверяет свои знания, отвечает на вопросы для самоподготовки.
Практическое занятие строится по следующему плану:
1. Проверка готовности студентов к занятию.
2. Инструктаж преподавателя по работе студентов у постели больного.
3. Курация больных и ведение истории болезни.
4. Демонстрация наглядных пособий.
5. Заключительная проверка знаний студентов по данной теме.
6. Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов.
7. Задание на дом.
Схема обследования больного с заболеванием кожи
Студент использует общепринятую схему истории болезни с учетом особенностей, характерных для больного кожным заболеванием.
|
|
При выявлении жалоб больного обратите внимание на выраженные субъективные симптомы зуд, жжение, покалывание, реже болезненность.
При сборе анамнеза выясните длительность заболевания, предшествующие факторы, применявшиеся медикаменты и их переносимость.
При осмотре больного оцените общее состояние, состояние органов и систем, выявите сопутствующую патологию.
При оценке клинической картины заболевания обратите внимание на места излюбленной локализации элементов сыпи туловище, ягодицы, разгибательные поверхности конечностей и др., характер расположения элементов сыпи (склонность к группировке), на первичные и вторичные элементы сыпи, расположенные на эритематозном фоне, истинный полиморфизм.
На основании полученных данных обоснуйте предварительный диагноз.
Назначьте необходимые лабораторные исследования.
Возьмите у преподавателя результаты лабораторного обследования вашего пациента и проведите интерпретацию их с учетом клинической картины заболевания.
Проведите дифференциальную диагностику.
Поставьте окончательный клинический диагноз.
Наметьте план лечения больного.
Наметьте план профилактики рецидивов заболевания у вашего пациента.
Результаты обследования больного, план лечения, профилактики отразите в рабочей истории болезни.
Тема: Болезни соединительной ткани (красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит)
1. КРАСНАЯ ВОЛЧАНКА (эритематоз) локализованная форма
Kpacнaя волчанка характеризуется длительным и упорным течением, многообразием и выраженностью клинических симптомов. В общей структуре заболеваний кожи красную волчанку регистрируют в 0,25% случаев. Наиболее ранимый возраст — от 20до 40 лет. Прогноз для выздоровления и жизни остается серьезным, а иногда не6лагoприятным /при острой форме. Излюбленная локализация очагов поражения наблюдается на коже лица, реже на других участках кожи. После разрешения в очагах поражения при ряде форм заболевания остается рубцовая атрофия, гипер- и гипопигментация, стойкая алопеция. Такой внешний вид больного вызывает неприязнь окружающих их людей, ограничивает общение с ним и является причиной не только физических, но и моральных страданий больных.
Всё вышеизложенное диктует необходимость каждому врачу широкого профиля знать красную волчанку.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Студент должен знать:
- Теории этиологии и патогенеза красной волчанки;
- Классификацию дерматоза;.
- Клинические формы заболевания;
- Основные клинические симптомы дискоидной красной волчaнки;
- Основные клинические симптомы центробежной красной волчaнки
- Специальные дерматологические и лабораторные методы обследoвaния;
-Заболевания, с которыми необходимо дифференцировать красную волчанку;
- Основные принципы лечения;
- Прогноз и профилактику заболевания.
Студент должен уметь:
- Собрать жалобы и анамнез заболевания с учётом особенностей,свойственных для больных красной волчанкой см.схему обследования больного;
- Провести осмотр больного и выявить основные клинические симптомы заболевания;
- Отразить результаты осмотра в истории болезни;
- Поставить развернутый клинический диагноз в типичном случае;
- Назначить обследование /клиническое, биохимическое, иммунологическое, гистологическое;
- Провести интерпретацию полученных данных лаборатоpныx исследований;
- Наметить план лечения с умением выписывать рецепты;
- Составить план диспансерного наблюдения за больнымикрасной, волчанкой;