Тема: Болезни соединительной ткани (красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит)

Новикова Л.А.

Бахметьева Т.М

Методические рекомендации

К практическим занятиям по дерматологии

Для студентов медико-профилактического факультета

Тема: Болезни соединительной ткани (красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит)

 

 

Воронеж-2010

УДК 616.5+616.97 (071)

 

«Методические рекомендации к практическим занятиям по дерматологии для студентов лечебного факультета», подготовлены сотрудниками кафедры дерматовенерологии с дерматовенерологией и косметологией ИПМО ВГМА имени Н.Н. Бурденко – заведующей кафедрой, профессором, д.м.н. Л.А. Новиковой и доцентом, к.м.н. Т.М. Бахметьевой.-2010.- 11с.

 

Рецензенты:

Никитин А.В. – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ВГМА имени Н.Н. Бурденко.

Васильева Л.В. – доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней ВГМА имени Н.Н. Бурденко.

В представленной учебно – методической разработке представлены материалы к семинарским занятиям по основным разделам дерматовенерологии, в соответствии с учебной программой дисциплины. Учебно - методическая разработка предназначена для клинических ординаторов медицинских вузов

 

Составители:

Новикова Любовь Анатольевна, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой дерматовенерологии с дерматовенерологией и косметологией ИПМО ВГМА имени Н.Н. Бурденко.

Бахметьева Тамара Михайловна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры дерматовенерологии с дерматовенерологией и косметологией ИПМО ВГМА имени Н.Н. Бурденко.

 

 

Печатается по решению Центрального методического совета ВГМА имени Н.Н. Бурденко от 19.11.2009 г., протокол № 3.


ВВЕДЕНИЕ

Данные методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.

В них представлены: мотивация изучения темы, цели занятия, рекомендуемая литература, вопросы для подготовки.

Готовясь к практическим занятиям, студент повторяет базисные разделы, читает рекомендуемую литературу по теме и проверяет свои знания, отвечает на вопросы для самоподготовки.

Практическое занятие строится по следующему плану:

 

1. Проверка готовности студентов к занятию.

2. Инструктаж преподавателя по работе студентов у постели больного.

3. Курация больных и ведение истории болезни.

4. Демонстрация наглядных пособий.

5. Заключительная проверка знаний студентов по данной теме.

6. Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов.

7. Задание на дом.


Схема обследования больного с заболеванием кожи

Студент использует общепринятую схему истории болезни с учетом особенностей, характерных для больного кожным заболеванием.

При выявлении жалоб больного обратите внимание на выраженные субъективные симптомы зуд, жжение, покалывание, реже болезненность.

При сборе анамнеза выясните длительность заболевания, предшествующие факторы, применявшиеся медикаменты и их переносимость.

При осмотре больного оцените общее состояние, состояние органов и систем, выявите сопутствующую патологию.

При оценке клинической картины заболевания обратите внимание на места излюбленной локализации элементов сыпи туловище, ягодицы, разгибательные поверхности конечностей и др., характер расположения элементов сыпи (склонность к группировке), на первичные и вторичные элементы сыпи, расположенные на эритематозном фоне, истинный полиморфизм.

На основании полученных данных обоснуйте предварительный диагноз.

Назначьте необходимые лабораторные исследования.

Возьмите у преподавателя результаты лабораторного обследования вашего пациента и проведите интерпретацию их с учетом клинической картины заболевания.

Проведите дифференциальную диагностику.

Поставьте окончательный клинический диагноз.

Наметьте план лечения больного.

Наметьте план профилактики рецидивов заболевания у вашего пациента.

Результаты обследования больного, план лечения, профилактики отразите в рабочей истории болезни.


Тема: Болезни соединительной ткани (красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит)

 

1. КРАСНАЯ ВОЛЧАНКА (эритематоз) локализованная форма

Kpacнaя волчанка характеризуется длительным и упорным течением, многообразием и выраженностью клинических симптомов. В общей структуре заболеваний кожи красную волчанку регистрируют в 0,25% случаев. Наиболее ранимый возраст — от 20до 40 лет. Прогноз для выздоровления и жизни остается серьезным, а иногда не6лагoприятным /при острой форме. Излюбленная локализация очагов поражения наблюдается на коже лица, реже на других участках кожи. После разрешения в очагах поражения при ряде форм заболевания остается рубцовая атрофия, гипер- и гипопигментация, стойкая алопеция. Такой внешний вид больного вызывает неприязнь окружающих их людей, ограничивает общение с ним и является причиной не только физических, но и моральных страданий больных.

Всё вышеизложенное диктует необходимость каждому врачу широкого профиля знать красную волчанку.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

 

Студент должен знать:

- Теории этиологии и патогенеза красной волчанки;

- Классификацию дерматоза;.

- Клинические формы заболевания;

- Основные клинические симптомы дискоидной красной волчaнки;

- Основные клинические симптомы центробежной красной волчaнки

- Специальные дерматологические и лабораторные методы обследoвaния;

-Заболевания, с которыми необходимо дифференцировать красную волчанку;

- Основные принципы лечения;

- Прогноз и профилактику заболевания.

Студент должен уметь:

- Собрать жалобы и анамнез заболевания с учётом особенностей,свойственных для больных красной волчанкой см.схему обследования больного;

- Провести осмотр больного и выявить основные клинические симптомы заболевания;

- Отразить результаты осмотра в истории болезни;

- Поставить развернутый клинический диагноз в типичном случае;

- Назначить обследование /клиническое, биохимическое, иммунологическое, гистологическое;

- Провести интерпретацию полученных данных лаборатоpныx исследований;

- Наметить план лечения с умением выписывать рецепты;

- Составить план диспансерного наблюдения за больнымикрасной, волчанкой;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: