1. Понятие социальной стратификации.
2. Основания социальной стратификации:
а) доходы (богатство);
б) объём власти;
в) престиж профессии;
г) уровень образования.
3. Исторические типы стратификации:
а) рабство;
б) кастовая система;
в) сословная система;
г) социальные классы.
4. Теории социальной стратификации.
5. Средний класс в современном западном обществе.
6. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо социальными группами.
Социальная стратификация общества
1. Что такое социальная стратификация.
2. Критерии социальной стратификации:
а) власть;
6) доход и богатство;
в) престиж профессии;
г) уровень образования.
3. Исторические системы стратификации:
а) рабство;
б) касты;
в) сословия;
г) классы.
4. Социальная стратификация и социальное неравенство.
Образование как социальный институт
1. Функции образования:
а) передача знаний и культурного опыта общества;
б) социализация новых поколений;
в) обеспечение потребностей развития общества и государства и др.
|
|
2. Система образования:
a) общее образование;
б) профессиональное образование;
в) дополнительное образование.
3. Тенденции развития современного образования:
а) гуманизация;
б) информатизация;
в) интернационализация;
г) гуманитаризация и др.
4. Конституционные гарантии права граждан на получение образования.
5. Ценность образования на протяжении всей жизни.
Наука как социальный институт
1. Понятие наука.
2. Признаки науки:
а) объективность;
б) доказательственность;
в) точность;
г) особый язык;
д) специальные методы.
3. Методы научного познания:
а) эмпирические;
б) теоретические.
4. Основные мыслительные операции:
а) анализ;
б) синтез;
в) абстрагирование;
г) сравнение.
5. Виды научных дисциплин:
а) гуманитарные;
б) технические;
в) естественные.
6. Функции науки:
а) экономическая;
б) социальная;
в) производственная.
Г) познание мира
7. Роль науки в жизни общества.
«Религия как социальный институт».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Что такое религия.
2. Религиозные организации:
а) церковь;
6) секты.
3. Функции религии:
а) мировоззренческая;
б) воспитательная;
в) регулирующая;
г) компенсаторная;
д) коммуникативная и др.
4. Виды религий:
а) политеистические, монотеистические;
б) архаические, национально-государственные, мировые.
5. Особенности мировых религий.
6. Свобода совести.
Тема №:.
Часть 1
Часть 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕЕННЫЕ СВЯЗИ, АРГУМЕНТАЦИЯ
ПЛАН
|
|
ЭССЕ
ПРАВО
Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника.
1) бережно относиться к имуществу работодателя,2) получать заработную плату своевременно и в полном объёме,3) трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены,4) добросовестно исполнять свои трудовые функции,5) иметь полную достоверную информацию об условиях труда,6) заключать трудовой договор.
Выберите два пункта, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Автор, рассматривая книгу как материальный предмет, констатировал, что этим ее свойства не ограничиваются. Какие специфические свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к духовным ценностям? Приведите три таких свойства.
В правильном ответе могут быть названы следующие свойства: 1) книга отражает внутренний мир, ценностную систему автора; 2) книга призвана нести знания, сохранять и передавать опыт поколений; 3) книга обращена к читателю, призвана обогатить его, заставить размышлять и пр. Могут быть названы другие свойства.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например:
— «политическая идеология — это определенная совокупность взглядов и идей, отражающих понимание власти, государственного устройства, способов управления обществом»;
2) два предложения с информацией о политических идеологиях, опирающейся на знания курса, например:
— «Основными политическими идеологиями выступают консерватизм, либерализм, социал-демократия и коммунизм».
— «В политической идеологии отображены интересы определенных групп населения».
Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) позиция выпускника, например, несогласие с тезисом Ф. Фукуямы; 2) три аргумента, например: — в современном мире сосуществуют как общества с рыночной экономикой, так и общества с традиционной и смешанной экономическими системами; — применимость модели либеральной демократии в конкретной стране ограничивается, например, менталитетом нации; — в современном мире существуют как общества, основанные на ценностях либеральной демократии, так и авторитарные, тоталитарные общества. Могут быть приведены другие аргументы. Может быть выражена и обоснована другая позиция выпускника.
Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора о том, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность.
В правильном ответе должны быть приведены примеры, подтверждающие отношение указанных профессий к духовной деятельности, допустим: 1) преподаватель биологии объединил ребят, помог им создать в школе экологическую организацию, начать работу по очистке ближайшего лесопарка — эта деятельность педагога воспитывала и развивала учеников; 2) артист, сыгравший роль князя Мышкина в экранизации «Идиота» Ф. М. Достоевского, заставил многих людей взять книгу и прочесть роман — деятельность артиста в определенной мере изменила зрителей; 3) проповедь священника способствует обращению паствы к нравственным ценностям, праведной жизни; 4) журналист, бескомпромиссно публикующий материалы о проблемах страны, собственным примером воздействует на гражданское сознание читателей, зрителей. Могут быть приведены другие примеры.
|
|