II. Общие рекомендации по составлению

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению бизнес-плана инвестиционного проекта

 

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по составлению бизнес-плана инвестиционного проекта (далее – Рекомендации) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности, о налогах и сборах, а также общепринятой методологией оценки эффективности инвестиционных проектов и представляют собой документ рекомендательного и информационного характера.

2. Инициатор проекта или его уполномоченный представитель, представивший бизнес-план инвестиционного проекта, именуется также «заявитель».

 

II. Общие рекомендации по составлению,

содержанию и представлению бизнес-плана

3. Бизнес-план представляется на бумажном носителе и в электронном виде.

Размер листов должен быть эквивалентен размеру ISO A4 210 x 297 мм, установленному Международным стандартом ISO 216 серии А. Для размещения таблиц расчетной части бизнес-плана допускается использование листов, размер которых эквивалентен размеру ISO A3 297 x 420 мм в случае, если размещение на формате ISO A4 210 x 297 мм делает их прочтение затруднительным или невозможным.

В электронном виде бизнес-план может быть представлен (по возможности заявителя) по электронной почте по адресам, приведенным в части IV Рекомендаций, на компакт дисках, а также с помощью иных технических средств хранения и передачи информации.

4. Бизнес-план имеет сквозную нумерацию страниц. Порядковый номер страницы проставляется на каждой странице бизнес-плана. Нумерация страниц ведется сплошным способом, начиная с титульного листа.

5. Настоятельно рекомендуется прошить бизнес-план, а также скрепить печатью организации и подписью руководителя либо уполномоченного лица организации с указанием общего количества листов на оборотной стороне документа.

6. Бизнес-план состоит из двух частей:

1) текстовой части;

2) расчетной части.

Текстовая и расчетная части образуют единый документ.

7. Помимо текстовой и расчетной части бизнес-план может также содержать фотографии, схемы, прочие пояснительные документы и презентационные материалы, а также электронные версии материалов расчетной части бизнес-плана, записанные на компакт-диск или иное устройство хранения информации.

8. Бизнес-план разрабатывается на период, который превышает срок окупаемости проекта минимум на три года. Рекомендуемый минимальный горизонт планирования – 12 лет.

Срок планирования бизнес-плана начинается с периода, в котором заявитель направил заявление о рассмотрении инвестиционного проекта.

 

Пример.

Юридическое лицо подает заявление 1 марта 2012 года. Периодом, с которого необходимо начать расчеты (за исключением периода «0») является 2012 год.

 

9. Денежные суммы в текстовой и расчетной части должны быть указаны в том числе в тысячах рублей Российской Федерации.

10. Все расчеты ведутся в постоянных среднегодовых ценах года, в котором бизнес-план представлен на рассмотрение.

 

III. Рекомендации по составлению текстовой части бизнес-плана

 

11. Текстовая часть бизнес-плана включает титульный лист, заявление о конфиденциальности, а также следующие разделы:

1) резюме инвестиционного проекта;

2) краткий анализ положения дел в отрасли, к которой относится инвестиционный проект;

3) описание продукции, услуг, работ, производство (оказание, выполнение) которых планируется в ходе реализации инвестиционного проекта;

4) описание стратегии маркетинга;

5) описание логистики производства и требуемых энергоресурсов;

6) производственный план;

7) организационный план;

8) потребность в персонале;

9) финансовый план;

10) оценку экономической эффективности;

11) оценку социального и бюджетного эффекта.

12. Титульный лист бизнес-плана содержит:

- исходящий номер и дату заявления о рассмотрении инвестиционного проекта;

- наименование инвестиционного проекта;

- наименование инициатора инвестиционного проекта;

- подпись руководителя организации или уполномоченного лица организации с указанием должности;

- печать организации.

13. Второй лист бизнес-плана должен содержать заявление о конфиденциальности, составленное согласно рекомендуемой формы.

14. Резюме инвестиционного проекта. Раздел содержит общую информацию об инвестиционном проекте, доказательства его экономической эффективности и реализуемости:

- краткое описание цели проекта – видов товаров, услуг, работ;

- место его реализации на территории Калининградской области (наименование муниципального образования, населенного пункта);

- планируемый объем инвестиций;

- календарный график осуществления инвестиций;

- необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы;

- социальный эффект реализации проекта;

- показатели экономической эффективности проекта (чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности, дисконтированный срок окупаемости);

- бюджетный эффект реализации проекта (общая суммы налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, бюджет Калининградской области, местный бюджет);

- SWOT-анализ проекта (указание факторов, связанных с инвестиционным проектом, с разделением на четыре категории – сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы);

- иные сведения на усмотрение заявителя.

20. Краткий анализ положения дел в отрасли, к которой относится инвестиционный проект:

- общий обзор рыночной ситуации;

- анализ спроса (сегментация рынка, целевые, потребительские группы, прогноз спроса по номенклатуре заявляемой продукции, услуг, работ);

- анализ предложения (анализ состояния рынков сбыта продукции (работ, услуг) и его сегментов (емкость, степень насыщенности, потенциал роста рынка));

- перечень основных (потенциальных) конкурентов, их доли на рынке;

- перечень существующих (потенциальных) стратегических партнеров и контрагентов.

15. Описание продукции, услуг, работ, которые заявлены в качестве цели инвестиционного проекта в инвестиционной декларации:

- перечень товаров, услуг, работ с указанием кодов ОКПД и ОКВЭД;

- основные характеристики продукции, услуг, работ (функциональное назначение, основные потребительские качества и параметры продукции, услуг, работ), соответствие государственным стандартам, требования к контролю качества, сервисное обслуживание, возможности адаптации (модификация) продукции, услуг, работ к изменениям рынка;

- необходимость лицензирования, сертификации деятельности, связанной с созданием продукции, условия, сроки и стоимость их проведения;

- наличие опыта производства данной продукции, оказания услуг, выполнения работ;

- анализ жизненного цикла продукции, услуги, работы;

- сравнительный анализ основных характеристик аналогичных и конкурирующих (замещающих) видов продукции, услуг, работ.

16. Описание стратегии маркетинга. В данном разделе должно быть доказано, что продукция (услуги, работы) производство которой заявлено в качестве цели инвестиционного проекта, имеет рынок сбыта, и обоснованы подходящая тактика конкурентной борьбы и механизм продвижения продукции на рынок:

- обоснование рыночной ниши продукции (работ, услуг) и среднесрочная концепция ее расширения, т.е. характеристика целевых рынков и поведения потребителей, прогнозы продаж, трудности выхода (расширения) на целевые рынки, наиболее эффективные механизмы продвижения продукции (работ, услуг) на целевые рынки;

- ожидаемая доля заявителя на рынке;

- характеристика ценообразования заявителя (сопоставление собственной стратегии в области цен с ценовой политикой основных конкурентов, обоснование цены на продукцию с учетом требований к качеству и анализа формирования себестоимости, оценка окупаемости затрат, уровня рентабельности продаж, политика предоставления скидок);

- тактика реализации продукции (работ, услуг). Анализ методов реализации (прямая поставка, торговые представители, посредники) и их эффективность, выбор приоритетных каналов сбыта в долгосрочной перспективе, наличие договоров и протоколов намерений на поставку;

- политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий;

- реклама и продвижение продукции (работ, услуг) на рынок;

- стратегия в области качества (наиболее привлекательные для потребителей характеристики качества продукции (работ, услуг), тенденции их изменения, стратегическая линия поведения претендента на рынке в области качества продукции, услуг, работ и дизайна продукции.

17. Описание логистики производства и требуемых энергоресурсов:

- источники поставки сырья для производства, их местоположение и виды доставки, объемы грузопотока (в месяц);

- необходимые складские мощности для обработки и хранения сырья;

- необходимые складские мощности для хранения готовой продукции и виды доставки потребителям, объемы грузопотока (в месяц);

- потребность в основных энергоресурсах (потребление электроэнергии, потребление электрической мощности, потребление тепловой мощности, природного газа, сжиженного газа, потребление тепловой энергии, потребление воды, канализационные стоки и др.).

18. Производственный план. В данном разделе приводится:

- обоснование выбора производственного (научно-технологического) процесса и возможности заявителя выпустить необходимое количество продукции (работ, услуг) с определенными качественными характеристиками в заявленные сроки;

- место реализации проекта (с обоснованием выбора) и строительной площадки, их особенности (обеспеченность транспортной, инженерной, социальной инфраструктурой; наличие строительно-монтажных и вспомогательных ремонтных организаций; наличие и состояние производственных площадей и т.п.);

- характеристика объектов капитального строительства (с указанием площади земельного участка, площади застройки, общей площади объектов, этажности, материалов, используемых при строительстве и т.д.);

- производственная программа в номенклатурном разрезе;

- стратегия материально-технического обеспечения программы производственной деятельности (расчет потребности в материальных ресурсах, поставщики ресурсов и обоснование их выбора, условия поставок, ориентировочные цены, возможные альтернативные источники снабжения ресурсами);

- производственные мощности и их развитие (расчет потребности в основных фондах, исходя из нормативов производительности, технология производства и обоснование ее выбора, технический и возрастной состав основного оборудования, его поставщики, возможность аренды и лизинга необходимого оборудования, сроки монтажа, ввода в эксплуатацию и достижения проектной мощности оборудования, норма, способы начисления амортизации (линейный, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции) и годовая величина амортизационных отчислений).

19. Организационный план. Раздел содержит краткое описание организационной структуры управления организации с указанием подразделений, руководителей и их основных должностных обязанностей.

20. Потребность в персонале:

- требуемая штатная численность персонала (в том числе с разбивкой на административный и промышленный и персонал);

- оценка обеспеченности производственных потребностей квалифицированным персоналом (общая численность персонала, анализ структуры производственной программы заявителя по возрасту и квалификации, система оплаты труда и годовой фонд заработной платы, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития бизнеса);

- источники привлечения промышленно-производственного персонала;

- уровень квалификации промышленно-производственного (инженерно-технического) персонала, необходимый для обеспечения производственного процесса, соответствующего поставленным проектом целям.

21. Финансовый план. В данном разделе описывается прогнозируемое движение денежных потоков с указанием следующей информации:

- источники и условия финансирования инвестиционного проекта;

- предполагаемый общий объем финансирования проекта;

- предполагаемый объем инвестиций в основной капитал;

- перечень объектов капитального строительства, запланированных к реконструкции (строительству) в рамках реализации проекта с указанием стоимости работ;

- примерный перечень оборудования, приобретение которого запланировано в рамках реализации проекта с указанием его стоимости;

- график ежегодного осуществления инвестиций в основной капитал с указанием затрат на строительство, реконструкцию, приобретение объектов основных средств в соответствующем периоде. В случае наличия фактически осуществленных затрат инвестиционного характера на момент разработки бизнес-плана на усмотрение заявителя допускается отражение фактических данных в соответствующих периодах.

22. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта. В разделе приводятся показатели, согласно данным соответствующих таблиц расчетной части бизнес-плана:

- абсолютные экономические показатели реализации проекта (выручка от реализации, анализ себестоимости продукции (работ, услуг), прибыль до налогообложения, чистая прибыль);

- чистая приведенная стоимость проекта (NPV);

- внутренняя норма доходности (рентабельности) (IRR);

- простой и дисконтированный срок окупаемости.

В данном разделе также возможно привести прогнозные показатели финансовой состоятельности организации:

- точка безубыточности деятельности заявителя (рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции):

- рентабельность постоянных активов;

- рентабельность по чистой прибыли;

- доля долгосрочных кредитов в валюте баланса;

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент быстрой ликвидности;

- коэффициент абсолютной ликвидности.

23. Оценка социального и бюджетного эффекта реализации инвестиционного проекта включает:

- география привлечения трудовых ресурсов;

- планируемое количество создаваемых новых рабочих мест (с указанием графика найма персонала);

- планируемый размер фонда оплаты труда;

- планируемый размер средней заработной платы (в том числе с разделением на административный персонал, коммерческий персонал, промышленно-производственный персонал, вспомогательный персонал);

- общее описание положительного социального эффекта для населенного пункта, в котором планируется реализация (реализуется) проект;

- объем доходов бюджетов всех уровней (в том числе с разбивкой на федеральный бюджет, бюджет Калининградской области, местный бюджет), ожидаемый в результате реализации проекта (данные указываются согласно сведениям, представленным в соответствующих таблицах расчетной части бизнес-плана).

 

IV. Рекомендации по составлению расчетной части бизнес-плана

 

24. Показатели расчетной части бизнес-плана должны быть представлены с учетом действующего законодательства о налогах и сборах, должны учитывать общепринятую методологию оценки эффективности инвестиционных проектов, а также не должны содержать сведения, противоречащие текстовой части бизнес-плана.

25. Таблицы расчетной части бизнес-плана заполняются в соответствии с рекомендуемой формой.

26. Единицей измерения времени в таблицах расчетной части бизнес-плана принимается календарный год, исчисленный с периода, в котором юридическим лицом подается заявление в Правительство Калининградской области.

Обозначение единицы измерения времени в обязательном порядке должно содержать указание на номер календарного года и порядковый номер квартала в данном году (т.е. 2012 год, 2013 год, 2014 год и т.д.).

Иное обозначение периода не рекомендуется (например – 1й год, 2й год, 3й год, 4й год).

27. В случае если заявителем планируется получение статуса резидента Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 г. №16-ФЗ расчеты для сравнительного анализа могут быть произведены с учетом использования особого порядка уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. В таком случае в текстовой части бизнес-плана необходимо указывать на наличие такого анализа.

28. Расчетная часть бизнес-плана включает следующие таблицы:

1) макроэкономическое окружение (курс валюты, предполагаемый темп годового роста цен, ставка рефинансирования Банка России);

2) план реализации (в относительном выражении по всей номенклатуре товаров, услуг, работ, производство, оказание, выполнение которых заявлено в ходе реализации инвестиционного проекта, за 100% принимается максимальная планируемая проектная мощность по каждому отдельному виду товара, услуги, работы);

3) объем реализации (в абсолютном выражении по всей номенклатуре товаров, услуг, работ, производство, оказание, выполнение которых заявлено в ходе реализации инвестиционного проекта);

4) цена реализации (в денежном выражении за единицу с учетом НДС и без НДС по всей номенклатуре товаров, услуг, работ, производство, оказание, выполнение которых заявлено в ходе реализации инвестиционного проекта);

5) доходы от продаж (в денежном выражении с учетом НДС и без НДС по всей номенклатуре товаров, услуг, работ, производство, оказание, выполнение которых заявлено в ходе реализации инвестиционного проекта);

6) персонал и заработная плата (численность и заработная плата персонала по категориям: основной производственный персонал, вспомогательный производственный персонал, административный персонал, коммерческий персонал с указанием общей численности персонала. Начисленная сумма взносов в страховые и пенсионный фонд. Расходы на зарплату с взносов в страховые и пенсионный фонд);

7) текущие затраты (затраты предприятия по категориям: прямые производственные расходы, общие производственные расходы, административные расходы (с учетом зарплаты административного персонала, ЕСН на зарплату административного персонала);

8) постоянные активы (затраты на приобретение постоянных активов по группам: «здания и сооружения», «оборудование и другие основные фонды», «расходы будущих периодов». Для каждого объекта необходимо указывать общую стоимость актива, сумму платежей без НДС, балансовую стоимость (стоимость актива после его принятия к учету в качестве основного средства), объем незавершенных инвестиций (вложений во внеоборотные активы), амортизации, остаточной стоимости, выплаченного НДС, зачтенного НДС. В данной таблице аналогично указываются итоговые значения по группам постоянных активов).

Амортизация объектов основных средств производится согласно нормам амортизации, установленными для соответствующих групп основных фондов.

Период, обозначенный индексом «0» предназначен для отражения общей суммы вложений во внеоборотные активы, которые осуществлены организацией на момент подачи заявления о рассмотрении инвестиционного проекта. В сумму таких затрат заявитель вправе включить затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением, изготовлением объекта, который в последствии будет принят к бухгалтерскому учету в качестве основного средства (подготовительные работы и проектные изыскания, информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, таможенные пошлины и таможенные сборы, невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта, вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которых приобретен объект, и прочие аналогичные затраты, увеличивающие первоначальную стоимость объекта основных средств).

Такие затраты указываются в данной таблице исключительно по строке «Незавершенные инвестиции», а также должны быть учтены в денежных потоках в таблицах «Отчет о движении денежных средств», «Сводный отчет об инвестициях в проект», «Баланс», «Эффективность инвестиций».

Состав незавершенных инвестиций должен быть указан в текстовой части бизнес-плана в разделе «Финансовый план».

По строке «Проценты по кредитам на инвестиционной фазе» указывается сумма процентов по привлекаемым для приобретения (создания) основных фондов заемным средствам, которые согласно соответствующему положению по бухгалтерскому учету относятся на первоначальную стоимость инвестиционного актива.

В конце таблицы по итоговой строке указывается общая сумма затрат на приобретение (создание) всех постоянных активов в соответствующем периоде не нарастающим итогом без НДС.

9) лизинг (указывается тип лизинга, срок лизинга, стоимость объекта, амортизационные отчисления, остаточная стоимость, вознаграждение лизингодателю, расчетная величина лизинговых платежей без НДС, реальная

величина лизинговых платежей с НДС).

10) оборотный капитал (запасы, расчеты с покупателями, поставщиками, с бюджетом, с персоналом, резерв денежных средств с указанием итоговой суммы текущих активов);

11) кредиты (условия кредитования, поступление денег от кредита, погашение основного долга, выплаченные проценты по кредиту). В случае, если в инвестиционной декларации в пункте 6 приводится сумма заемных денежных средств, привлеченных также для пополнения оборотного капитала, в данной таблице необходимо разграничить кредиты по двум типам – инвестиционный (на финансирование инвестиций в основной капитал) и хозяйственный (на пополнение оборотных активов);

12) налоги платежи в фонды (акцизы и экспортные пошлины, импортные пошлины, НДС полученный, НДС уплаченный, платежи НДС в бюджет (или возврат из бюджета), начисления на заработную плату, земельный налог, налог на имущество с указанием средней стоимости имущества за период, налог на прибыль с указанием налоговой базы, суммарные налоговые выплаты);

13) отчет о прибылях и убытках (выручка (нетто), себестоимость (с расшифровкой по статьям «материалы и комплектующие», «оплата труда», «налоги, относимые на текущие затраты», «производственные расходы», «начисленные лизинговые платежи», «амортизация»), валовая прибыль, коммерческие расходы, административные расходы, прибыль (убыток) от продаж, налоги относимые на финансовые результаты, проценты к уплате, прибыль (убыток) от прочей реализации, курсовая разница и доходы от конвертации, прочие внереализационные доходы (расходы), прибыль до налогообложения, дивиденды, нераспределенная прибыль, нераспределенная прибыль нарастающим итогом);

14) отчет о движении денежных средств (денежные потоки от операционной деятельности (поступления от продаж, затраты на материалы и комплектующие, зарплата, общие затраты, налоги, выплата процентов по кредитам, прочие поступления, прочие затраты), денежные потоки от инвестиционной деятельности (инвестиции в здания и сооружения, инвестиции в оборудование и другие активы, оплата расходов будущих периодов, инвестиции в оборотный капитал), денежные потоки от финансовой деятельности (поступления акционерного капитала, целевое финансирование, поступления кредитов, возврат кредитов, лизинговые платежи, выплата дивидендов), суммарный денежный поток за период, денежные средства на конец периода);

15) сводный отчет об инвестициях в проект (потребность в инвестициях (инвестиции в здания и сооружения, инвестиции в оборудование и другие активы), источники финансирования (поступление акционерного капитала, поступление кредитов и займов), платежи за использованный капитал);

16) баланс (суммарные оборотные активы (деньги, дебиторская задолженность, авансы уплаченные, готовая продукция, незавершенное производство, материалы и комплектующие, НДС на приобретенные товары, расходы будущих периодов, прочие оборотные активы), суммарные внеоборотные активы (постоянные активы (здания и сооружения, оборудование и прочие активы), незавершенные капиталовложения), валюта баланса по активу, суммарные краткосрочные обязательства (кредиторская задолженность, расчеты с бюджетом, расчеты с персоналом, авансы покупателей, краткосрочные кредиты, прочие краткосрочные обязательства), долгосрочные обязательства, суммарный собственный капитал (акционерный капитал, нераспределенная прибыль, прочие источники финансирования), валюта баланса по пассиву);

17) показатели финансовой состоятельности (рентабельность постоянных активов, текущие затраты к выручке от реализации, прибыльность продаж, рентабельность по чистой прибыли, коэффициент общей платежеспособности, коэффициент автономии, доля долгосрочных кредитов в валюте баланса, общий коэффициент покрытия долга, покрытие процентов по кредитам);

18) эффективность инвестиций (годовая ставка дисконтирования, дисконтированный чистый денежный поток, дисконтированный поток нарастающим итогом, простой срок окупаемости, чистая приведенная стоимость (NPV), дисконтированный срок окупаемости (PBP), внутренняя норма доходности (IRR);

19) бюджетная эффективность (структура распределения налоговых поступлений по бюджетам (федеральный, бюджет Калининградской области, местный бюджет);

20) основные показатели проекта (выручка от реализации (без НДС), прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и амортизации (EBITDA), прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам (EBIT), чистая прибыль, дивиденды, инвестиции в постоянные активы, инвестиции в чистый оборотный капитал, ставка дисконтирования, NPV, IRR, дисконтированный срок окупаемости, собственные средства и целевое финансирование, привлечение кредитов, погашение задолженности, выплаты процентов по кредитам, бюджетная эффективность, численность занятых).

29. Содержание расчетной части бизнес-плана должно быть выполнено с учетом методов оценки эффективности инвестиционных проектов, изложенных в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня1999 № ВК 477).

 

 

IV. Перечень адресов электронной почты органов исполнительной власти для направления бизнес-планов инвестиционных проектов и иных дополнительных документов в электронной форме

 

30. Министерство экономики Калининградской области:

tolmachev@gov39.ru

panevina@gov39.ru

kandrashin@gov39.ru

s.golub@gov39.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: