Воспитательное значение гимнастики и ее задачи

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но к движению вообще – будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее и т. д. Для того чтобы, не преувеличивая роли гимнастики в системе воспитания, оценить действительное ее значение, очень важно понять отношение школыгимнастики к другим формам двигательной активности ребенка и разницу между ними в смысле воспитательных задач.

Стимулирование движений не является основной задачей гимнастики, так как это может быть достигнуто другими воспитательными воздействиями: соответствующей обстановкой, пособиями и игрушками, организованными подвижными играми, музыкальными занятиями, зарядкой и т. д.

Потребность ребенка в движениях также не может быть покрыта 5-10-минутным занятием гимнастикой.

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее утомительная из всех форм двигательной активности детей.

Большое физиологическое значение самостоятельной деятельности заключается в том, что в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребенку чрезвычайно большая потребность в движениях. Ни одна из всех других форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность детей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия, игрушки) для самостоятельной деятельности должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей.

В организованных подвижных играх под общую команду воспитателя осуществляются определенные движения группой детей одновременно. Эти движения направлены на развитие элементарных двигательных навыков (ходьбы, бега, подпрыгивания и др.).

К организованным подвижным действиям детей относится и зарядка (утренняя гимнастика), задача которой – растормозить ребенка после сна несколькими энергичными, самыми простыми движениями, доступными детям. Этой задачей определяется место зарядки в режиме дня: она должна проводиться после сна (ночного или дневного) непосредственно.

Организованные подвижные игры под музыку проводятся с целью развития музыкального слуха и ритма. Чувство ритма доступно ребенку раннего возраста.

По сравнению со свободными играми (самостоятельной деятельностью) организованные подвижные игры под музыку требуют от детей внимания и взаимной согласованности движений всей детской группы, но точность, полнота и правильность движений в них, так же как и в свободных играх, не обеспечиваются.

В воспитании движений детей раннего возраста имеет значение как количество, так и качество движений.

Обеспечить достаточное количество движений важно, принимая во внимание большую потребность детей этого возраста в движениях.

Кому неизвестна их непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и плохие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и т. п. Потребность детей в движениях обеспечивается, как указывалось выше, правильной организацией условий для самостоятельной деятельности в помещении и на открытом воздухе.

Качественное выполнение движений является непременным условием правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган».

К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом развитии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно уделяют внимания телосложению, пропорции, красоте детского тела, которая в очень большой степени зависит от правильности движений, а этому ребенка надо обучить.

Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвижных играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений, так как тогда это будет не игра, а упражнение.

Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия – гимнастика.

В этих занятиях формирование правильного двигательного стереотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и, наконец, превращаются в автоматизмы, которые используются во всех жизненно необходимых движениях.

Чем раньше начинается гимнастика, лучше в грудном возрасте – в период формирования двигательных навыков, тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.

После 5 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует правильной осанке и правильной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, является хорошим средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.

Итак, основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения полноценной амплитуды, правильной экскурсии в суставах, что при систематической тренировке закрепляется как сложный условный рефлекс и используется в жизни.

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие качества статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении, т. е. в смысле пластичности и экономии энергии, обеспечивающих меньшую утомляемость.

Ритмичностью и целесообразным соотношением фаз работы и отдыха объясняется неутомляемость и непрерывность работы внутренних органов – сердца, легких, сосудов.

Для осуществления поставленной задачи в книге предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответствует характеру жизненно необходимых движений человека.

По форме эти комбинированные движения соответствуют в огромном большинстве естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.

В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные движения; такие движения не представляют для детей интереса и не свойственны ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения отвечает главным образом общей двигательной реакцией.

В связи сосновной задачей гимнастики – улучшать качество движений – правильность и точность движений в гимнастических упражнениях должна быть строго обусловлена руками того, кто проводит занятие, или специальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех других форм двигательной активности ребенка, основанных на свободных движениях, точность и правильность которых не обусловлена.

 

Может ли ребенок помимо гимнастики в свободных и организованных играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.

Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого. Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей; он становится помехой и нежеланным партнером в играх.

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений: в грудном возрасте – руками сестры – воспитательницы, в старшем – специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование).

В занятияхгимнастикой смешивать упражнения с игровыми движениями нецелесообразно как с физиологической, так и с практической точки зрения. После игровых движений, не требующих особого напряжения, сосредоточенности и внимания, дети теряют рабочую установку, им трудно переключиться на гимнастические упражнения. Кроме того, игровые движения не являются дефицитными, так как в детских учреждениях дети получают их ежедневно и в организованных подвижных играх, и в самостоятельной деятельности, а гимнастика на втором и третьем году жизни проводится всего три раза в неделю продолжительностью 15 минут и должна быть использована только для гимнастических упражнений.

Тем не менее это не исключает того, чтобы дети воспринимали занятие гимнастикой, как любимую игру.

Для того чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту.

 

В первом полугодии жизни для стимулирования активности используются врожденные – безусловные рефлексы, главным образом кожный, а затем – вестибулярный, так как проводящие пути этих анализаторов созревают к рождению, а безусловные рефлексы в этом периоде наиболее ярко проявляются в связи с недоразвитием коры головного мозга и отсутствием ее тормозящего действия. В ответ на раздражение кожи или вестибулярного аппарата немедленно возникает определенная двигательная реакция. И. М. Сеченов писал, что в первом полугодии жизни нет ни одного движения, которое нельзя было бы вызвать рефлекторно, применяя один из «безусловно-чувственных раздражителей».

Во втором полугодии с развитием коры головного мозга активность ребенка зависит от его желания, а «все произвольные двигательные акты обусловлены деятельностью коры головного мозга и по своей природе условнорефлекторные» (И. П. Павлов).

Следовательно, активные упражнения в этом периоде стимулируются уже не чувственными – безусловными раздражителями, а рядом условных сигналов: зрительным (игрушка, кольцо, палочка, жест воспитателя и т. д.); двигательным (потягивание за руки, за ноги и т. д.) и, наконец, слуховым – слово, речевая инструкция («сядь», «встань», «возьми кольцо», «повернись на живот» и т. д.).

Ответная реакция ребенка на такие условные сигналы возникнет быстрее, если раздражитель будет комплексным, т. е. чем большее число анализаторов будет действовать (зрительный, и двигательный, и слуховой).

При этом надо помнить, что во втором полугодии жизни слово является самым слабым компонентом комплексного раздражителя и ребенок на него может не ответить, так как условная связь между названием действия и действием еще слаба. Поэтому в этом возрасте слово должно подкрепляться зрительным и затем самым мощным двигательным сигналом, так как тренировка клеток коры двигательного анализатора очень велика, и поэтому сила нервных процессов, возникающих в элементах двигательного анализатора, больше, чем при раздражении других анализаторов.

И действительно, все другие анализаторы могут действовать изолированно друг от друга, например можно слышать, не видя, не осязая; видеть, не слыша, т. е. зрительный отдельно от слухового, осязательного, обонятельного и вкусового. Но ни один из этих пяти анализаторов не может действовать без участия двигательного. Мы смотрим, слушаем, обоняем, осязаем при обязательном участии соответствующей мускулатуры.

Если ребенок не дал ответной реакции на речевую инструкцию или на игрушку, то на двигательный раздражитель он ответит. Например, в упражнении «поворот со спины на живот» условные сигналы следуют один за другим в следующем порядке: слуховой – «повернись на живот», затем одновременно зрительный – жест рукой, куда следует повернуться, или игрушка с этой стороны и третий сигнал двигательный – пассивный поворот таза в соответствующую сторону.

 

Гимнастика как одно из средств воспитания и совершенствования детского организма ведет не только к улучшению качества движений, но и к упорядочению других физиологических процессов, так как к ритмичным движениям легче приспосабливаться внутренним органам (сердце, легкие, сосуды), работа которых также протекает ритмично.

Правильные, ритмичные движения являются и наиболее экономными, они сопровождаются наименьшей затратой энергии. Известно, что тяжелая физическая работа легче выполняется под песню, которая устанавливает ритм движений.

Значение ритма было осознано еще в глубокой древности. В древней Греции, где всегда ценилось ораторское искусство, Аристотель в своей работе «О ритме» пишет, что ритм помогает человеку хорошо говорить, мыслить и действовать.

Казалось бы, какое отношение к ритму имеет способность мыслить и хорошо говорить? Однако мы находим подтверждение этому высказыванию и у наших современников. Так, К. С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» описывает состояние актера, не умеющего владеть своим телом (на сцене): «…ненормальное напряжение повсюду, в разных центрах, точно завязывает узлы или создает судороги, благодаря которым ноги коченеют и едва могут ходить, руки деревенеют, дыхание спирается, горло сдавливается и все тело мертвеет. Или, напротив, от безвластия чувства во всем теле наступает анархия: мышцы непроизвольно сокращаются, вызывая бесчисленное количество движений, бессмысленных поз и жестов, нервных тиков и проч. От этого хаоса само чувство бежит и прячется в свои тайники. Можно ли творить и мыслить при таком состоянии?!».1

Эти высказывания свидетельствуют о том, что в творческом состоянии очень большую роль играет телесная свобода, отсутствие всякого мышечного напряжения.

 

__________________________________

К. С. Станиславский. Собр. Соч., т.1. М., «Искусство», 1954, стр 114

 

Некоторая неуклюжесть движений у детей раннего возраста объясняется незаконченностью развития двигательных центров, но это вовсе не исключает возможности внешнего воздействия, так как в пределах каждого возраста, кроме биологически обусловленных двигательных реакций, есть также и индивидуальные реакции, зависящие, очевидно, от типа нервной деятельности, от внешней среды и степени тренированности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: