Религиозное образование и воспитание

В сфере религиозного образования основные задачи, определенные Архиерейским Собором 2013 года, касались воскресных школ[30] и дошкольного образования[31].

За прошедшие годы тема воскресных школ неоднократно обсуждалась на Высшем Церковном Совете. Предлагаемые ранее подходы были серьезно переосмыслены. Еще в 2012 году был утвержден первый Стандарт учебно-воспитательной деятельности для воскресных школ. На его основании с 2015 года по 2017 год былапроведена аттестация воскресных школ на территории России и составлен их реестр. Этот процесс подтолкнул многие воскресные школы к привлечению дополнительных ресурсов и к повышению качества учебнойсоставляющей.Но ведь основная задача Церкви не в том, чтобы наполнить разум детей суммой знаний, а в том, чтобы помочь им войти в жизнь Церкви, найти в ней свое место, приобщить их к Священному Писанию и Преданию, к литургической жизни. Между тем, до последнего времени работа воскресных школ ориентировалась в первую очередь на практику дореволюционных церковно-приходских школ и на современную общеобразовательную систему. По этой причине в воскресных школах предлагались узкая линейка учебных дисциплин, жесткие требования к организационным формам, академический подход к наполнению учебных занятий. Некоторым учащимся школьный подход может быть близок, но для многих из них — обременителен. Такие учащиеся теряют мотивацию для посещения воскресной школы, поскольку видят в ней лишь копию обычной школы, с поправкой на то, что здесь преподается не алгебра с физикой и биологией, а церковнославянский язык и церковная история.

По итогам состоявшегося обсуждения Высший Церковный Совет определил, что наряду с привычным школьным подходом к организации воскресной школы, приходам следует предложить иныеметодики, способствующие приобщению детей к основам веры. Ранее утвержденный Стандарт для воскресных школ был обновлен[32], а Синодальный отдел религиозного образования и катехизации приступил к осмыслению новой задачи, которое также следует учитывать при выполнении ранее данного поручения по созданию современных учебников для воскресных школ. Попрошу председателя Отдела, митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия позже выступить и сообщить, что планирует предпринять возглавляемое им учреждение. Поскольку работа находится на начальном этапе и, следовательно, сейчас еще можно повлиять на окончательный результат, предлагаю членам Соборавысказаться по всему комплексу тем, связанных с воскресными школами.

Высший Церковный Совет также обратил внимание на необходимость адаптировать документы, утвержденные Священным Синодом для воскресных школ на территории России, к другим странам. Было бы полезным услышать мнение по этому поводу архипастырей, несущих свое служение в разных странах канонической территории нашей Церкви.

Обсуждая тему духовно-нравственного воспитания детей, Высший Церковный Совет также поднял вопрос о возможном увеличении числа православных детских садов. Синодальным отделом была разработана образовательная программа и методическая база для включения духовно-нравственного компонента в программу детских садов. Эти документы составлены применительно к законодательству России, которое предусматривает соответствующую возможность, но они могут быть адаптированы и к законодательству других стран. Было бы также полезным развивать сеть православных детских садов, каковых в настоящее время единицы. Синодальный отдел религиозного образования готов оказать необходимую методическую поддержку тем митрополиям и епархиям, которые были бы готовы учреждать детские сады. Было бы полезным услышать соображенияархиереев, имеющих подобный опыт. Что можно сделать для развития православных детских садов? Какие вы видите ограничения, исходя из опыта ваших епархий?

В своем прошлогоднем докладе я упоминал о необходимости найти новые подходы к обучению в воскресных школах детей старше 12 лет. Полученная с тех пор статистика подтверждает актуальность этой задачи. В российских воскресных школах, прошедших упомянутую выше аттестацию, 74% обучающихся — это дети до 11 лет включительно. Можно предположить, что в возрастной группе от 12 до 16 лет, к которой относятся оставшиеся 26% детей, большинство находится ближе к нижней возрастной планке.Найти правильные формы обращения к детям старшего школьного возраста со словами о Боге — это важная и непростая задача, находящаяся на стыке работы воскресных школ и миссии среди молодежи. При поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации в последние годы изданы неплохие пособия в этой сфере, однако пока что они носят довольно узкий характер и, в основном, описывают формирование при приходах подростковых объединений наподобие скаутских. Это —рекомендацииполезные, но неуниверсальные. Было бы важным обсудить тему пастырского попечения о детях старшего школьного возраста в епархиях, а также провести семинары или круглые столы в ведущих духовных учебных заведениях при участии профильных общецерковных учреждений.

Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что методические пособия,как в области религиозного образования,так и в иных сферах, было бы правильнее распространять путем электронной рассылки, а не через издание книг с дальнейшей их закупкой епархиями и приходами. Очевидно, что целевая аудиторияподобных текстов — это наиболее активные клирики и миряне, которые, за редкими исключениями, являются осведомленнымипользователями электронных средств коммуникации. Электронное распространение снизит как издержки Издательства Московской Патриархии, так и затраты епархий и приходов, а тексты будут доступны самому широкому кругу людей.

Завершая тему религиозного образования, хотел бы пожелать, чтобы акцент в его развитии был в дальнейшем сделан не столько на создании нормативных документов, которые необходимы, но являются порой избыточно громоздкими, сколько на практической реализации поставленных задач в епархиях и на приходах при поддержке центральных церковных учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: