Епархиальное управление и взаимодействие в митрополиях

Данный Архиерейским Собором 2011 года импульс развитию разнообразных сторон церковной жизни стал началом процессаучреждения новых епархий, а затем — и создания митрополий. За истекшие годы прояснились как сильные стороны этой новой конструкции, идея которой восходит к Поместному Собору 1917-1918 годов, так и их шероховатости, которые следует сгладить.

Образование единой митрополиипредполагает особо тесные, братские взаимоотношения между архиереямиепархий, находящихся в одном регионе, а также в среде духовенства этих епархий.Безусловно, каждый епархиальный архиерей самостоятелен в своей канонической деятельности, в кадровых, административных, финансовых, юридических и иных вопросах. К сожалению, случалось, что после учреждения новых епархий митрополит по инерции продолжал устно, а иногда и письменно распоряжаться канонически не подчиненными ему монастырями, приходами или клириками на территориидругих епархий митрополии. Вместе с тем, встречалось ошибочное поведение и со стороны некоторых новопоставленныхархиереев, которые, демонстрируя свою самостоятельность, пренебрегали добрыми советами митрополитов или игнорировали значимые для всей митрополии совместные мероприятия. И хотя такие случаи единичны, считаю важным напомнить об основах взаимодействия архиереев митрополии. Глава митрополии призван своим авторитетом содействовать решению важных для всей митрополии задач и наблюдать за тем, чтобы все епархии митрополии развивались. Еще в декабре 2013 года Священный Синод дополнил Положение о митрополиях указанием на то, что митрополит «в пределах митрополии имеет начальственное наблюдение за осуществлением решений Поместных и Архиерейских Соборов, а также Священного Синода» [38]. Как показала практика, термин «начальственное» здесь требует пояснения. Едва ли мы исчерпывающе сформулируем необходимые уточнения во время соборных заседаний, поэтому предлагаю обсудить эту тему, а дальнейшую работу поручить Священному Синоду. Важно, чтобы архиереи прислушивались кмитрополиту. Более того, они должны уведомлять его о значимых для всей митрополии делах.

Успешному взаимодействию внутри митрополии должно способствовать правильное выстраивание работы архиерейского совета. Согласно Положению о митрополияхэтому органу предписывается рассмотрение вопросов, касающихся координации «богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, молодежной, издательской, информационной, социальной, благотворительной деятельности епархий, … их взаимодействия с обществом и органами светской власти», а также материального обеспечения и деятельности духовных школ митрополии. На практике работа архиерейских советов порой сводится к определению дат совместных богослужений архиереев митрополии и проведения общих конференций. Впрочем,у многих митрополий есть положительный опыт работы архиерейских советов, которые занимаются такими вопросами, как, например, преподавание Основ православной культуры во всем регионе, прославление подвижников благочестия и развитие почитания уже прославленных в регионе святых, подготовка совместных издательских проектов, соблюдение законодательства при реставрации значимых памятников архитектуры. Все эти темы могли бы рассматриваться и на уровне отдельных епархий, но практика показывает, что их совместное обсуждение архиереями митрополии позволяет добиваться лучших результатов. Полезным может также быть ежегодное проведение расширенного архиерейского совета с приглашением руководителей ключевых епархиальных отделов всех епархий для совместного обсуждения планов и результатов деятельности. Более того, полезно поощрять регулярное взаимодействие однопрофильных епархиальных отделов, при соблюдении канонических прерогатив каждого епархиального архиерея.

Поскольку речь зашла о епархиальных отделах, предлагаю также обсудить координациюих деятельности внутри отдельных епархий. Некоторое время тому назад группа руководителей епархиальных отделов социальной направленности обратилась к председателю соответствующего синодального отдела с просьбой инициировать внесение в Устав поправок, предполагающих включение глав всех епархиальных учреждений в епархиальные советы. Предложение обсуждалось на Высшем Церковном Совете, который счел, что такие поправки затруднят административную работу епархиальных советов, поскольку повлекут за собой избыточное увеличение их составов. Вместе с тем, поступившее предложение свидетельствует о не вполне адекватном включении руководителей епархиальных отделов в жизнь епархий. Задача этих людей — «держать руку на пульсе» в подведомственной им сфере, координировать по своему направлению работу благочиний и приходов, а также помогать архиерею в принятиирешений. Выполнение этих обязанностей затруднено в тех случаях, когда председатели епархиальных отделов никак не вовлекаются в работу епархиального совета. В конце октября этого года, отвечая на вопрос по этому поводу одного участников VII Общецерковного съезда по социальному служению, я говорил о том, что в епархиях можно было бы организовать координацию руководителей епархиальных отделов наподобие того, как работает Высший Церковный Совет. Для этого не обязательно создавать какой-то особый орган. В практике целого ряда епархий, в том числе Московской,раз в год или чаще — по усмотрению архиерея — проводится расширенное заседание епархиального совета, в котором участвуют руководители всех епархиальных учреждений и благочинные. Обсуждаются планы и результаты работы по каждому направлению, принимаются совместные решения. Руководители епархиальных отделов также приглашаются на заседания совета в течение года при обсуждении вопросов, связанных с их профилем. Они могут и сами попросить о включении того или иного вопроса в повестку дня совета.

Предлагаю сегодня подробнее обсудить, как выстраивать взаимодействие между епархиями одной митрополии, а также, в каждой епархии, между епархиальными отделами и благочиниями.

Плодотворной деятельности епархиальных отделов способствует активное взаимодействие с ними руководителей синодальных учреждений, которые в соответствии с прошлогодним решением Высшего Церковного Совета[39] должны регулярно проводить интернет-совещания с профильными епархиальными руководителями. Такие совещания позволяют не только укреплять взаимодействие между людьми, отвечающими за одну сферу деятельности, но также решать практические вопросы. Прошу председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, который первый начал проводить подобные совещания на регулярной основе, подробнее рассказать о своем опыте во время дискуссии. В настоящее время в онлайн-совещаниях участвуют преимущественно представители российских епархий. Возможно, стоило бы расширить их географию. Буду рад услышать Ваши мнения о том, насколько это можно устроить, и в целом, о результативности подобных онлайн-совещаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: