Процедура рассмотрения ИТС в КТС - это установленная для КТС форма разрешения ИТС, начиная с подачи и принятия заявления по спору и заканчивая вынесением и исполнением решения.
Основные правила рассмотрения индивидуальных споров в КТС определены ст. 387 ТК РФ. В части, не урегулированной нормами Трудового кодекса РФ, организация должна согласовать данную процедуру отдельным актом, например Положением о КТС.
Нормами Трудового кодекса РФ предусмотрена обязательная процедура регистрации заявления работника (ст. 387 ТК РФ), которая по правилам делового оборота предполагает следующие действия: отметить на заявлении работника должность и Ф.И.О. лица, которое приняло заявление, поставить подпись этого лица, указать дату. Поэтому работнику необходимо оформить заявление КТС в двух экземплярах: один подается в КТС, другой работник оставляет у себя с отметкой о регистрации.
Для регистрации заявлений в КТС заводится специальный журнал, в который рекомендуется вносить следующие сведения по спору:
|
|
- порядковый номер заявления,
- дата поступления заявления,
- Ф.И.О., должность, профессия или специальность работника,
- предмет спора,
- требования работника,
- дата назначения заседания КТС (дата переноса рассмотрения заявления и т.д.).
По усмотрению членов КТС в журнал могут вноситься и другие сведения.
Характер данных сведений помогает осуществлять подготовку к заседанию КТС и отслеживать "судьбу" спора. Информация о дате поступления заявления обязательно должна фиксироваться в журнале, что позволяет контролировать соблюдение сроков рассмотрения дела. КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления (ч. 2 ст. 387 ТК РФ). Заседание КТС должно проводиться в нерабочее время, поскольку трудовое законодательство не предусматривает освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей в период проведения заседания КТС. По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 387 ТК РФ, спор в КТС рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Полномочия представителя должны быть подтверждены письменно или устно на заседании самим работником. В отсутствие работника (или его представителя) спор может быть рассмотрен только при условии, что от работника поступило письменное заявление о рассмотрении спора в его отсутствие. Если заявление не поступило, а работник на заседание КТС не явился, то рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки без уважительных причин работника или его представителя КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Это не лишает работника права повторно подать заявление о рассмотрении трудового спора в пределах трехмесячного срока со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 387 ТК РФ). В случае неявки представителя работодателя на заседание КТС рассмотрение спора не откладывается. Трудовой кодекс РФ не содержит норм об этом.
|
|
КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, истребовать документы от работодателя (ст. 387 ТК РФ). Такими документами могут быть штатное расписание, сведения о заработной плате работника, графики работы и другие документы в зависимости от предмета спора.
Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя (ч. 5 ст. 387 ТК РФ).
На заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии. В протоколе должны быть зафиксированы:
- дата проведения заседания;
- сведения о явке работника, работодателя, свидетелей, специалистов;
- заявления, сделанные работником;
- представленные письменные доказательства и т.д.
Закон не предусматривает специальной формы протокола, поэтому она может быть произвольной. По аналогии с процессом в суде общей юрисдикции работник в целях защиты своих прав может вести аудиозапись. Нормами Трудового кодекса РФ этот вопрос прямо не урегулирован, но он может быть решен в рамках локального регулирования (ст. 8 ТК РФ).
Алгоритм принятия решения КТС может быть проиллюстрирован следующим образом. На подготовительном этапе устанавливается правомочность состава КТС и наличие кворума. Затем проверяется явка сторон спора, свидетелей и других лиц, привлекаемых к разрешению спора. После этого определяется подведомственность спора КТС. На следующем этапе заслушиваются позиции сторон спора, выступления специалистов (в случае их участия в процессе), показания свидетелей, исследуются письменные материалы по делу. После этого члены КТС выявляют юридически значимые обстоятельства по делу, проверяют доказанность и обоснованность заявленных требований работником. Затем КТС принимает решение, которое в дальнейшем подписывается председателем КТС (или его заместителем) и заверяется печатью комиссии.
Трудовой кодекс РФ подробно не регулирует процедуру рассмотрения ИТС в КТС, предоставляя сторонам возможность разрабатывать конкретные варианты урегулирования споров в рамках организаций. На практике работодателями утверждаются различные локальные нормативные акты, например: "Положение о комиссии по трудовым спорам", "Устав комиссии по трудовым спорам", "Регламент комиссии по трудовым спорам" и подобные акты. Данные акты должны быть приняты по согласованию с представительным органом работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.