Рынок монополистической конкуренции

 

Структура рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители. Такую структуру рынка принято называть монополистической конкуренциеймонополистической в том смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренцией — поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары.

Основы модели монополистической конкуренции и само название были разработаны в 1933 г. Эдвардом Х. Чемберленом в работе "Теория монополистической конкуренции".

Основные черты монополистической конкуренции:

1.Дифференциация продукции(Дифференциация продукции — ключевая характеристика данной рыночной структуры.Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.)

2. Большое количество продавцов(Аналогично совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством продавцов, так что отдельная фирма занимает небольшую долю отраслевого рынка. Как следствие, монополистически конкурирующая фирма обычно характеризуется как абсолютно, так и относительно малыми размерами.)

3.Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли (Вхождение в отрасль обычно не затруднено, что связано с: малым эффектом масштаба производства; небольшими первоначальными инвестициями; небольшим размером уже действующих предприятий)

4. Жесткая неценовая конкуренция (Жесткая неценовая конкуренция — также характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:

· изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию);

· производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям);

· пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).

20. Денежно-кредитная политика государства.

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий центрального банка и правительства в области денежного обращения и кредита.Монетарная политика являтеся важнейшим элементом макроэкономической политики.

Все воздействия отражаются на величине совокупного общественного продукта и национального продукта.

Основные цели кредитно-денежной политики государства:

· Сдерживание инфляции

· Обеспечение полной занятости

· Регулирование темпов экономического роста

· Смягчение циклических колебаний в экономике

· Обеспечение устойчивости платежного баланса

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

1.политику денежно-кредитных рестрикций, которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников кредитной системы в центральном банке; повышения уровня процентных ставок; ограничения темпов роста денежной массы в обращении по сравнению с товарной массой;

2.политику денежно-кредитной экспансии, которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:

· Регулирование официальных резервных требований

· Является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности.предложение денег.

· Операции на открытых рынках

· Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предалагая выгодные проценты

· Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика)

· Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: