Поскольку блага редки, неизбежной становится конкуренция за их использование.
Содержанием борьбы является выбор направлений использования ограниченных ресурсов. Если ресурс используется в производствекакого-либоопределенного товара, то он «потерян» для других товаров, в производстве которых он мог бы участвовать. Например, если участок земли занят под АЭС, это означает, что на этом участке не выращивается свекла, не построен стадион и т. д. Значит, экономика постоянно сталкивается с необходимостью выбора: увеличение выпуска одних товаров означает сокращение выпуска других.
Проиллюстрировать эффект выбора можно с помощью кривой производственных возможностей.
Предположим, что экономика производит не бесчисленное количество товаров и услуг, а лишь два продукта — масло и роботов. Масло символизирует потребительские товары,роботы— средства производства. Будем исходить из того, что если все население страны станет производить масло, то оно получит 15 тыс. т. Если же — роботов, то будет выпущено 6000 штук. Конечно, роботы и масло могут производиться и одновременно. Так как ресурсы ограничены, то при росте производства роботов придется сократить количество масла, и наоборот. Это показано в табл. 3.1 и на графике (рис. 3.1).
|
|
График показывает максимально возможное производство роботов и масла. Например, вточке С припроизводстве 10тыс.тмасламожно также произвести 3 тыс. роботов. Если потребуется увеличить производство роботов до 5 тыс. (точка D), производство масла придется сократить до 6 тыс. т. Это означает, что производство 2 тыс. дополнительных роботов (от 3 тыс. до 5 тыс.) заставит отказаться от производства 4000 т масла (с 10 тыс. до 6 тыс.).
В данном примере правительство страны сделало выбор: пожертвовало маслом ради роботов. Масло трансформировалось в роботы. Поэтому кривая производственных возможностей AE называется кривой трансформации.
Таблица 3.1 | ||
Шкала производственных возможностей | ||
Вариант | Масло, т | Роботы, шт. |
Рис. 3.1.График производственных возможностей |
Предполагается, что в данной ситуации полностью использовались все ресурсы экономики. Она функционировала на границе своих производственных возможностей и была эффективна.
Если же допустить, что в стране безработица, а значит, недоиспользуется такой фактор, как труд, то экономика будет находиться не на кривой трансформации, агде-то внутри кривой — в точке Х. Это свидетельствуето неудачномиспользованииресурсови неэффективности экономики. Производство же на основе выбора точки N вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей экономической системы.
|
|
Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости (англ. opportunitycost).
Альтернативная стоимость — это цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен.
Выбор правительства стал альтернативным для одних товаров в ущерб другим.
В рассматриваемом случае альтернативной стоимостью потребления населения будет передовая промышленная технология.
Вывод. Каждое общество сталкивается с одной и той же проблемой — ограниченности ресурсов, т. е. своих возможностей.
А как обстоит дело с потребностями?
Потребность — это нужда личности или общества вчем-либонеобходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.
В марксистскойтеории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.
На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей — в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомобиля, консультация юриста или врача и т. п.).
Духовные потребности удовлетворяются занятием наукой, искусством, получением образования, нравственным совершенствованием ипр. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек./-+
По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они имеют общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.
В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:
1)физиологические (еда, питье и т. д.);
2)в безопасности (защита от боли, страха и т. д.);
3)в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам);
4)в самоуважении (достижение цели, признания);
5)в самоактуализации (реализация способностей и т. д.).
Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние — к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.