В)концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей

Г) все вышеперечисленное.

3. Макроэкономика – это область экономической теории, которая изучает:

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

4. Ограниченность ресурсов и благ- это

в)концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей

5. На кривой производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается с:

б) сокращением производства другого вида продукта;

4.ЗАДАЧИ

Задача 1.

 

Построить кривую производственных возможностей фермера на основе следующих данных, представляющих возможности фермера при полном и наилучшем использовании ресурсов. Обозначьте оси графика.

Таблица 1

морковь                
картофель                

 

 

Задача 2.

На производство 1 стола затрачивается столько же ресурсов, сколько и на производство 5 стульев. Какому из вариантов производственных возможностей это соответствует (см. табл. 2)?

Таблица 2

Продукт А Б В Г
Столы                
Стулья                
Столы                
Стулья           4,3   3,3

Ответ: Вариант А

 

ТЕМА 2. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ

 

1.Дайте определение понятиям

 

1. Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке...

2 .Рынок — категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Принцип «невидимой руки» Адама Смита

3.Рынок совершенной конкуренции – это такая модель рынка, на котором взаимодействует множество продавцов и покупателей. При этом все субъекты рыночных отношений имеют равные права и возможности. 4.Рынок несовершенной конкуренции это конкуренция, когда на рынке есть мало продающих и много покупающих или наоборот, когда производятся действия конкурирующих фирм с целью подавить конкуренцию на рынке.

5.Чистая монополия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги. Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии).

6.Рынок монополистической конкуренции — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. 7.Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолётов, таких как «Boeing» или «Airbus».

8.Монопсония — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. На рынках данного типа определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели. 9.Натуральное хозяйство — самодостаточный тип (натуральное хозяйство противоположно обмену и торговле) хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Всё необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

10.Свобода выбора 1) свободное право собственника использовать имеющиеся ресурсы и деньги по своему усмотрению; 2) свободное право работников выбирать по своему желанию место и вид труда; 3) свободное право потребителей расходовать свои доходы на собственные нужды.

11.Централизованное планирование — форма экономического устройства, в которой средства производства в основном принадлежит государству и специальный государственный орган регулирует ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, цены на все продукты, величину всех заработных плат. Инвестиционные решения также принимаются централизованно.

12.Функции рынка:

- информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

- посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

- ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

- регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

- стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

- координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;

- санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.

13.Система рынков — это единая совокупность множества рынков различного назначения.

 

2.Узловые вопросы темы

 

1 .Сущность рынка и условия возникновения рыночной экономики

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Условия возникновения рынка

П е р в о е у с л о в и е— разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Вт о р о е у с л о в и е— самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов

2.Система рынков— это единая совокупность множества рынков различного назначения.

В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли рыночной деятельности:

рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);

рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);

рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);

рынок труда (для работодателей и наемных работников);

рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для технологического освоения в производстве);

рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других ценных документов, приносящих доход);

рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

рынок духовных благ (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). 3.Функции рынка

- информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

- посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

- ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

- регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

- стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

- координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;

- санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.

4.Оценка роли рыночной системы Рынок зародился несколько тысячелетий назад. Он развивался естественным путем, а не как кем-то искусственно созданная и насильственно внедряемая система. Пройдя сложный путь развития, изменяясь, приспосабливаясь к новым условиям, он все же доказал свою жизнеспособность. Поэтому рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех известных форм организации общественного производства.

5.Типы рыночных структур и их характеристика. Рыночная структура – комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка. Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т.д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.

Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции:

совершенная (чистая) конкуренция;

монополистическая конкуренция;

олигополия;

чистая (абсолютная) монополия.

Рынок совершенной конкуренции– характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании

Рынок монополистической конкуренции– характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.

Рынок олигополии– характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.

Рынок чистой монополии– характеризуется наличием на рынке одного-единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) товара.

 

 

Тесты

Номер теста          
Вариант ответа а б г в б

 

1.Термин «свободные рынки» означает: рынки, на которых:

а) отсутствует вмешательство государства и действует невидимая рука;

2.В отличие от конкурентной фирмы монополист:

б) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объёма выпуска, которая даст максимальную прибыль;

3.На рынке монополистической конкуренции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: