Факторы, влияющие на предложение и величину предложения

1. Изменение себестоимости производства. Если затраты при производстве продукта снизятся, это позволит производителю выбросить больше товара на рынок.

2. Другие источники получения прибылей. Большинство товаропроизводителей могут выпускать не один, а несколько видов продукции.

3. Изменения в технологии производства, которые приводят к повышению производительности труда (замена ручного труда машинным) и к увеличению предложения.

4. Цены на другие товары (часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других).

5. Изменение количества продавцов (покупателей). Возникновение на рынке новых предприятий увеличивает предложение.

6. Налоги и дотации. Если увеличиваются налоги, то предложение сокращается, а если увеличиваются дотации, то предложение повышается, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо.

7. Перспективные ожидания. Если производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее получение прибыли. Аналогично пессимистические прогнозы относительно цен в будущем могут привести к падению производства.

На динамику предложения влияют следующие факторы:

выручка предпринимателя от реализации товаров (равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж);

экономическая конъюнктура;

уровень конкуренции;

налоговая политика государства;

торговля.

3 .Взаимодействие спроса и предложения. Функции равновесной цены

Взаимодействие спроса и предложения в рыночной экономике осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. В результате устанавливается рыночное равновесие. Это означает, что товары продаются не по цене спроса или предложения, а по цене рыночного равновесия. Равновесная цена в рыночной экономике выполняет следующие функции:

- информационную: ее величина является ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

- нормативную (распределительную): показывает, на какие доходы может рассчитывать производитель;

- стимулирующую: вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, чтобы издержки уложились в цену товара.

4. Факторы эластичности спроса по цене

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

Консерватизм покупателей во вкусах;

Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства.

5. Факторы эластичности предложения

Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;

специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;

фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;

цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;

степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.

6 .Рыночное равновесие и государство: формы государственного вмешательства

Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоя­тельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен. Формы государственного вмешательства:

 

1. Прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынков с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;

2. Обеспечение экономической безопасности производства;

3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;

4. Поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;

5. Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Государственное вмешательство в рыночную экономику чаще сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже уровня рыночного равновесия спроса и предложения.

3. Тесты

 

Таблица для ответов

Номер теста          
Вариант ответа а а б г б

 

1.Закон спроса утверждает, что:

а)покупатели готовы купить меньше товаров при росте цены;

2.Если спрос на товар эластичен по цене, то:

а) при увеличении цены возрастёт выручка от продажи;

3.При прочих равных условиях рост предложения приводит к:

б)снижению цены равновесия и равновесного объёма;

4.Что случится на конкурентном рынке, если величина предложения превысит величину спроса:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: