Предвыборная агитация

Предвыборная агитация – наиболее политизированная часть избирательной кампании. Используя различные формы предвыборной агитации, кандидаты, избирательные объеди­нения, избирательные блоки и стоящие за ними политические партии, движения, общественные объединения ведут упорную борьбу за депутатские места в законодательных (представи­тельных) органах, выборные должности в исполнительных орга­нах государственной власти и органах местного самоуправле­ния. От умело организованной агитации во многом зависит по­литическое будущее того или иного кандидата, избиратель­ного объединения, блока. Предвыборная агитация способна ока­зывать и оказывает большое влияние на умонастроения изби­рателей. Именно в этот период резко сталкиваются интересы различных политических сил, обостряется борьба за голоса из­бирателей. Поэтому предвыборная агитация – самый чувстви­тельный нерв всей избирательной кампании.

4) агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Правовое регулирование. Институт предвыборной аги­тации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях изби­рательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г., Федеральные законы «О выборах де­путатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации» от 2002 г. и «О выборах Президента Российской Фе­дерации» от 2003 г, «О средствах массовой информации» от 1991 г., а на уровне субъектов Федерации – избиратель­ные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов за­конодательных (представительных) органов и глав исполнитель­ных органов государственной власти, о выборах представитель­ных органов и должностных лиц органов местного самоуправ­ления. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о выборах, как правило, содержат разделы (гла­вы), регламентирующие порядок и условия ведения предвы­борной агитации.

Субъекты агитационной деятельности. Субъекты агитационной деятельности можно разделить на две группы:

1) общие субъекты – граждане Российской Федерации, общественные объединения, в том числе политические партии;

2) специальные субъекты – зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), их доверенные лица и уполномоченные представители.

Субъекты агитационной деятельности различаются по своему правовому положению в ее осуществлении.

Так, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права: право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов, право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.

В агитационной деятельности не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах. Так, в ходе проведения выборов в городскую Думу г. Саратов органам милиции удалось оперативным путем обнаружить частную квартиру, где «черные технологии» изготовляли свою продукцию – листовки. Было обнаружено 10 тысяч экземпляров листовок с оскорбительным текстом в отношении одного из кандидатов. По заявлению одного из кандидатов в депутаты городской Думы в связи с этим было возбуждено уголовное и передано в прокуратуру.[3]

Избирательное законодательство установило формы и виды предвыборной агитации. Агитация при проведе­нии выборов и референдумов может проводиться в следующих трех формах:

- через средства массовой информации;

- путем организации массовых публичных мероприятий;

- путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Этот перечень, однако, не является исчерпывающим, агита­ция может проводиться и в иных, установленных законодатель­ством, формах.

В инструкциях Центральной избирательной комиссии Рос­сийской Федерации раскрывается содержание различных ви­дов (жанров) предвыборной агитации, осуществляемых через средства массовой информации:

- выступление – личное обращение (монолог) кандидата, представителя избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей к избирателям с из­ложением предвыборной программы, если оно происходит вне рамок других видов предвыборной агитации;

- интервью – ответы кандидатов, представителей избира­тельных объединений, других субъектов агитационной деятель­ности на вопросы, заданные им журналистами в ходе личной встречи;

- пресс-конференция – изложение кандидатом, предста­вителем избирательного объединения, блока, инициативной группы избирателей своей предвыборной программы перед пред­ставителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов;

- предвыборные дебаты – публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, представителей избирательных объедине­ний, блоков инициативных групп избирателей по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых прелагается в соответствующих предвыборных программах;

- «горячая линия» – ответы кандидатов, представителей из­бирательных объединений, блоков, инициативных групп изби­рателей на вопросы телезрителей, радиослушателей, задаваемые ими в прямом эфире;

- «круглый стол» – обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами, представителями избирательных объеди­нений, блоков, инициативных групп избирателей и представителями средств массовой информации, телезрителями, радиослушателями, читателя­ми в рамках проводимых агитационных мероприятий; политическая реклама – распространяемая участниками избирательного процесса через средства массовой информации информация о кандида­тах, избирательных объединениях, блоках, с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от дру­гих видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов, избирательных объе­динений, блоков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: