Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

· рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

· защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

· создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

· пополнение доходов государства;

· обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия (рисунок 13).

 

Классификация таможенных пошлин:

По характеру происхождения таможенные пошлины подразделяются на:

Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.

Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и поразмеру являются максимальными.

Особые таможенные пошлины используются временно, в целях защиты экономических интересов страны в отношении импортных товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые, компенсационные.

ü Специальные пошлины отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве:

- защитной меры, если товары зарубежных конкурирующих фирм ввозятся в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям;

- ответной меры на дискриминационные действия со стороны других стран или союзов.

ü Антидемпинговая пошлина – применяется в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем нормальная стоимость в стране вывоза, если такой товар наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению производства подобных товаров.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза товаров, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных отечественных товаров.

 

По направлению применения таможенные пошлины классифицируются на:

ü импортные

ü экспортные.

 

По методу исчисления:

 

Адвалорные – в проценте от стоимости товара.

Специфические – таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа.

 

По времени действия:

ü генеральные - считаются постоянно действующими,

ü временные - вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций),

ü сезонные - используются для регулирования ввоза и вывоза товаров в определенное время года сроком, как правило, не более четырех месяцев.

 

Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях:

· при действительном ограничении импорта и создании отечественным производителям условий для развития производства. Производители выигрывают как за счет роста объемов продаж, так и благодаря установлению более низких цен по сравнению с импортным товаром;

· при проведении тщательного анализа и избирательной политики установления высоких и низких тарифов.

· когда страна-импортер обладает властью монопсонии, т.е. монополии покупателя. Поставщики продукции при таких условиях, как правило, вынуждены идти на снижение цен;

· когда введение таможенных тарифов является одним из основных источников доходов государственной казны. Это характерно для молодых развивающихся стран;

· если производство некоторой отечественной продукции является предметом национального престижа;

· при проведении политики перераспределения дохода внутри страны и создании основ экономической и социальной защиты более бедных слоев населения;

· с целью создания производства и запасов определенной продукции для экономического благосостояния или обороноспособности страны, в том числе в будущем.

 

Нетарифные меры регулирования – это меры государственного регулирования (кроме тарифного регулирования), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров (объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров и т.д.), а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу.

В настоящее время не существует единого понятия и единой классификации мер нетарифного регулирования.

 

По классификации ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:

· количественные ограничения импорта и экспорта, к которым относятся квотирование и лицензирование;

· таможенные и административные импортно-экспортные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарную классификацию тарифов;

· стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарно-ветеринарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров;

· участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля;

· ограничения, заложенные в механизме платежей: импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов.

 

Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности для целей таможенного оформления и таможенного контроля классифицируются по трем группам:

· нетарифные меры экономического характера (требования валютного регулирования, налоговые нетарифные меры, меры экономической политики);

· нетарифные меры неэкономического характера (запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу, устанавливаемые в целях обеспечения государственной безопасности, защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды, художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь);

· нетарифные меры государственного таможенного регулирования (требования к декларированию, к товаросопроводительным, транспортным, таможенным, платежным документам и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: