Гносеологическая традиция начинается с античного Сократа, девизом которого было «человек, познай самого себя».
Гносеология – учение о познании. Возможно ли познание? что такое истина? Каковы критерии истинности знания?
Гносеология – 3 основных направления: Сенсуализм, Рационализм, Агностицизм.
Сенсуализм – это учение обосновывающее первичную необходимость чувственного знания. (стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств).
Чувства открывают нам объективную данность. Открывают нам, что мир существует в системной форме – весь мир разделен на отдельные формы. Индивидуальное различие объектов бытия. Без чувств разум не проснется. (характерен для материализма, так как опирается на практику человеческой деятельности)
Чувства дают нам:
-объективность мира (свидетельствуют об объективном наличии изучаемого явления).
-системность мира (обособленность начал)
-многообразие мира (открывают человеку многообразие мира)
«Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах.»
|
|
Представители: Ранние греческие философы, Оккам, Джон Локк, Дж. Беркли., Кант.
В истории ф. противоречие - материалистического и идеалистического направления Сенсуализма.
Материалистический С. (в 17 в. являлись П. Гассенди, Т. Гоббс и Дж. Локк.) усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира.
Идеалистический С. (Д. Юм) видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу сознания.
Вопрос 11. Рационализм как гносеологическая традиция.
Рационализм – это философская позиция обосновывала относительность чувственного знания и активную роль мышления человека в познании.
Критика сенсуализма Платоном:
-Мы слышим или видим, не зная, что мы ощущаем.
-Вещи изменяются и исчезают, а идеи вещей сохраняются.
-Если забывается идея, то нет и вещей.
Обосновали:
Внутренняя активность разума человека способного создавать, выдумывать идеи вещей (ейдосы). Ейдос – мысль о вещи, воспринятой ранее и мысль о вещь изменяющиеся.
Рационалисты открыли, что разум познает то, что не доступно чувствам:
1) предназначение вещей.
2) Разум постигает, открывает содержание и сущность вещей.
3) Разум открывает связь вещей (причинно-следственные отношения)
4) Разум креативно моделирует будущее вещей.
Следовательно, нет ничего в разуме, кроме самого разума.
Представители: Платон, Аристотель, Плотин, Августин Аврелий, Фома, Коперник, Рене Декард, Галилей, Спиноза, Гегель, Кант, Лейбниц.