В творчестве Канта выделяют два периода:
докритический -характерен вниманием философа, главным образом к онтологическим проблемам. Его прежде всего интересовали вопросы естествознания, в изучении которых ученый достиг высоких результатов. Кант разработал теорию возникновения солнечной системы из равномерно распределенных в пространстве атомов, которые под воздействием гравитационных сил сгруппипровались в «облачности» (будущие звезды). Также Кант обосновал зависимость процессов происходящих на Земле (приливное торможение) от воздействия на них Луны.
Критический период творчества отличался его первостепенным вниманием к вопросам гносеологии, исследованием чистого разума.
Как возможно познание? -основной вопрос, поставленный Кантом.
Условиями познания являются:
1)сознание(познающего субъекта)
2)внешний по отношению к сознанию мир (познаваемый объект), что обеспечивает возможность опыта, получаемого субъектом в результате воздействия внешнего мира на созанние.
|
|
-признается существование внешнего мира, его объективность, независимость от сознания.
-информацию о внешнем мире возможно получить только через органы чувств, несовершенные и поэтому отражающие образы внешнего мира лишь поверхностно.
Кант выделяет три познавательных уровня сознания:
1)чувственность, которая дает возможность ощущений (этому уровню соответствует математика, под которой Кант в данном случае понимал арифметику и геометрию.
2)рассудок,позволявший оперировать понятиями и суждениями (ему соответствуют естественные науки).
3)разум, которым обусловлена способность умозаключений(ему соответствует метафизика, т.е. философия).
Все возможное знание выражено в суждениях: аналитические и синтетические, с другой- априорные и апостериорные.
Аналитические суждения - в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях: все материальные объекты обладают массой, обладание массой содержится в понятии материального объекта.
Синтетические суждения - в которых предикат содержит информацию, не имеющуюся в самом понятии: некоторые материальные объекты могут быть прозрачными, здесь прозрачность как бы присоединяется к информации, уже содержащейся в понятии происходит синтез.
Априорные суждения - предшествующие опыту.
Апостериорные - получаемые в результате опыта.
Исходное онтологическое основание Канта о существовании сознания (познающего субъекта) и внешнего мира (познаваемого объекта) дает повод исследователям причислять его к дуалистам. Однако Кант не сомневался в существовании Бога, творца всего сущего; в этом его убеждали «моральный закон в груди и звездное небо над головой». Исходя из этого, Кант деист и объективный идеалист.