Соловецкий монастыря в обороне Поморья

Велика была роль Соловецкого монастыря в обороне Поморья от иноземных вторжений. Монастырь Спаса и Св. Николы, позднее Спасо-Преображенский, был основан в 1436 г. преподобными Германом, Савватием и Зосимой. Около 1450 г. обитель получила в Новгороде гра­моту на вечное владение Соловецкими островами, позднее неоднократно под­твержденную московскими царями. При игумене Зосиме был принят обще­жительный устав по образцу уставов древних российских монастырей. В 1651 г. была учреждена архимандрия, а с 1765 г. монастырь стал ставропuгuальным - С прямым подчинением Св. Синоду. Высшим органом власти в Соловецкой обители был собор двенадцати старцев.

Соловецкий монастырь являлся крупнейшим духовным, культурным, эко­номическим и политическим центром Севера России. Период наивысшего экономического расцвета монастыря относился к середине XVI - середине ХУН в. (число братии тогда достигало 500 человек).

В XVI - XVIII вв. монастырь возглавил оборону всего Русского Севера. В 1582 - 1596 гг. была построена монастырская крепость для защиты Беломо­рья от шведской экспансии. Михаил Озеров построил сначала Соловецкий де­ревянный острог (1578 г.). Деревянные остроги были построены также в Ри­нозере, Суме, Керети, Коле, Сороке. Однако из-за частых набегов западных соседей на поморские земли было решено построить каменную крепость «вкруг» главных храмов и келий Соловецкого монастыря. Строительство воз­главили вологодский «городовой мастер» Иван Михайлов и монах Трифон. Трифон, в миру Терентий Григорьевич Кологривов (вторая половина XVI в. - начало ХУН в.), был уроженцем Неноксы, монахом Соловецкого монасты­ря, ставшим выдающимся архитектором, создателем крепостных сооружений Соловецкого кремля (1582 - 1596 гг.), строителем Благовещенской церкви (1596 - 1601 rr.), каменных переходов внутри монастыря между Успенской церковью и Спасо-Преображенским собором (1602 г.), каменного пристенка у Квасоваренной и Поваренной башен, рвов с северной и южной сторон крепо­сти (1621 r.).

Крепость была воздвигнута на узком перешейке между бухтой Благополу­чия и озером Святым в первой половине ХУН в. Имея в плане форму вытяну­того пятиугольника с площадью в 5 га, она фланкировалась по углам круглы­ми башнями - Никольской, Корожной, Прядильной, Белой (Головленковской) и Архангельской. Массив стен (толщина у основания 7 м, на уровне боевых галерей - до 4,5 м, высота - до 19 м, башен - 17 м., длина стен - 1 084 м) сложен из валуна с применением известкового раствора и кирпича (бойницы, столбы ограждения, парапеты прясел, своды ворот и печур). Башни имели до четырех боевых ярусов, увенчанных высокими деревянными шатрами со смот­ровыми площадками наверху.

Крепость отвечала всем важнейшим требованиям фортификационного ис­кусства. Своей неприступностью она отпугивала врагов, и ни разу в ее исто­рии не было случая ее взятия. Правда, однажды крепость взяли штурмом пра­вительственные войска во время знаменитого «соловецкого сидения».

 

 

Соловецкое восстание

События 1667 - 1676 гг. на Соловках были ярко описаны Семеном Денисовым в его «Истории о отцах и стра­дальцах соловецких», разошедшейся во многих списках

по Архангельскому Северу.

Монахи не захотели принять посланные из Москвы «новопечатные» бого­служебные книги. Настроенные против нововведений патриарха Никона, они послали царю челобитную о вере. Затем последовали другие челобитные. Не­смотря на увещевания, соловецкие монахи окончательно отказались от нико­новских реформ и в пятой, последней по счету, челобитной написали царю: «.., Лучше нам временною смертию умереть, нежели вечно погибнуть». В от­вет царь Алексей Михайлович послал на Соловки стряпчего Игнатия Волохо­ва. Вместе со ста архангельскими стрельцами он прибыл на острова в июне 1668 г. Монахи заперлись в крепости. Так началось «соловецкое сидение». В течение четырех лет Волохов осаждал непокорный монастырь. Ему на смену прислали стрелецкого сотника Климента Иевлева с большим карательным отрядом. Вокруг крепости были возведены шанцы (земляные окопы), велся обстрел обители. Однако существенных успехов Иевлев так и не добился. Монахи стойко оборонялись. К тому же к ним присоединились крестьяне окрестных волостей и «прибежавшие» сюда сподвижники С.Т Разина.

Положение изменилось с назначением нового воеводы И.А. Мещеринова.

Приняв дела у Иевлева в Сумском посаде, он прибыл на Соловки в июне 1674 г. Под его командованием находилось около 1200 стрельцов. Летом 1675 г. воен­ные действия приняли серьезный характер. Выполняя приказ царя, воевода остался на зиму около Соловецкой крепости. Были выстроены новые шанцы и городки, велись подкопы под Никольскую и Квасоваренную башни. Выход в море из Глубокой губы был перегорожен 14 «брусами на цепях». 20 декабря 1675 г. был предпринят штурм монастырской крепости, успешно отраженный ее защитниками.

Конец восьмилетней осаде положило предательство соловецкого «выход­ца», чернеца Феоктиста. В ночь на 29 января 1676 г. он провел стрельцов по подземному ходу около Белой башни. Крепость была взята московским войс­ком. К этому времени в монастыре было от 300 до 500 человек. Началась расправа над монахами: «иных пущих воров воевода Иван Мещеринов перевешал, а многих чернецов, выволоча за монастырь на губу, заморозил» (из челобитной царю Федору Алексеевичу). В июне 1676 Г., когда воевода передавал крепость новому архимандриту, Мака­рию, в живых оказалось лишь ] 4 чернецов. До сих пор в старообрядческих синодиках поминают 500 человек, погибших во время восста­ния. Среди погибших были и разинцы, а также беглые крестьяне и посадские люди, продолжившие крестьянскую войну под предводительством С. т. Разина на Соловках

«Бунташное время»

Соловецкое восстание явилось грозным актом социаль­ного и религиозного протеста. В «бунташном» ХУН сто­летии Архангельский Север прошел через крупные со­циальные потрясения.

Северяне стали основными участниками религиозного раскола - мощного движения старообрядцев. По крестьянско-посадскому Северу прокатилась волна массовых самосожжений. Только в 1675 - 1695 гг. было зарегистриро­вано 37 «гарей» с более чем 20 тысячами погибших людей. Нередко крестьяне брались за оружие. В борьбу включались работные люди, объединявшиеся в «одиначеские» союзы. Оформлялись эти союзы ВВИде договоров («одинаш­ных записей»). «Одиначество» как форма объединения работных людей вод­ного транспорта в Поморье представляло серьезную угрозу для «лучших», богатых людей. С другой стороны, эти союзы боролись против «мироедов» и «насильников» внутри крестьянских и посадских общин. «Одиначество» было направлено и против питейных кабаков. Так, например, крестьяне Удорской волости Яренского уезда добились «заедино» ликвидации кабаков, и за это они должны были платить в казну сто рублей «за кабак», что крестьянам было выгоднее, чем разорительное спаивание народа откупщиками кабаков, их ста­ростами и целовальниками.

Настоящим бичом для народа был голод от неурожаев. Например, в 1601 - 1603 гг. разразился страшный по своим масштабам голод, охвативший, в частности, и Архангельский Север. Монастыри и богатые люди стали взвин­чивать цены на хлеб «для своих прибылей». Так, келарь Троице-Сергиева мо­настыря Авраам ий Палицын закупил в декабре 160] г. 2100 четвертей ржи по 72,5 копейки за четверть (в четверти - 8 пудов), а летом 1602 г. продал мона­стырским крестьянам «для нужи» хлеб вдвое дороже - по 1 рублю 32 копей­ки. Монастырские амбары ломились от запасов, однако на рынок вывозили «помалу», обычные же хлебные пожертвования были вообще отменены. По­ложение усугубилось запретом шведского короля Карла 1Х вывозить хлеб из Нарвы в Россию. В эти голодные годы выросло число крестьян, закабаленных Антониево-Сийским, Соловецким и Николо-Корельским монастырями. На плечи крестьян монастырские власти переложили государственные повинно­сти и дополнительные поборы.

Многие северные уезды запустели «от гладу и студенизимняя и от всякие нужи» (слова документа). Крестьяне и посадские люди заволновались, нача­лись «разбои» на дорогах и реках. Городские восстания в центре России полу­чили поддержку в Сольвычегодске, Великом Устюге и в других северных го­родах.

Гнет государства распространялся и на нерусское подат­но-ясячное население края. Ненцы, например, стихийно роптали на неуме­ренные поборы, в гневе убивали наиболее ненавистных царских воевод и дья­ков. Не лучше было положение кольских лопарей (саамов). Если от русских поморов они встречали поддержку, то от «государевых людей» и игуменов монастырей исходила корыстная жажда денег. Например, саамы Ловозереко­го погоста платили в царскую казну 2 рубля 92 копейки 2 деньги (1574 r.), через некоторое время (1611 г.) они вносили уже 9 рублей 41 копейку 5 денег, а еще через несколько лет (1624 г.) - 15 рублей 82 копейки Колонизаторская деятельность государства и церкви бьта весьма далека от христианских запо­ведей. Подчас противоречивой, непоследовательной была миссионерская де­ятельность Феодорита Кольского, Стефана Пермского, Антония Сийского и других православных просветителей нерусского населения Севера.

 

 

«Государева власть»

В системе управления Российского государства быстро шел процесс централизации. На Архангельском Севере представителями царской власти были воеводы. Назна­чаемые на 1 - 3 года, они управляли всеми сословиями, хозяйственными, военными и судебными делами в подчиненной им округе. Для строительства новых городов обычно присылалось по двое воевод, вероятно, для взаимного контроля. При воеводе состояли дьяк и подьячий, выполнявшие свои функ­ции в съезжей (воеводской) избе. Жители уезда строили для воеводы двор. При назначении на службу воевода получал царский наказ, в котором опреде­лялись его обязанности. В частности, ему поручался набор войска, раздача денежного и хлебного жалованья, принятие конкретных хозяйственно-адми­нистративных решений и т.д. Далеко не все воеводы отвечали своей должнос­ти. Они были мало заинтересованы в разрешении уездных проблем, многие из них злоупотребляли своим служебным положением, о чем свидетельству­ют челобитья (жалобы), поданные на имя царя.

За 1583 - 1 708 гг. в Холмогорах сменилось 64 двинских вoeвoды. С начала ХУН в. назначались также важские (1613 - 1700 гг.), кеврольско-мезенские (1613 - 1695 гг.), кольские (1603 -1998 гг.),устьянские (онежские) (1616­-1619 гг.), сумские (1614 - 1676 гг.), кемские (1578 - 1582 гг.), пустозерские (1578 - 1682 гг.), сольвblчегодские (1582 - 1691 гг.), яренские (1606- 1691 гг.), устюжские (1606- 1699 гг.), каргопольские и турчасовские (1606 - 1699 rr.) воеводы.

Московское правительство неукоснительно добивалось от воевод того, что­бы они исправно собирали государевы подати с поморских черных земель. Для царя тот воевода был хорош, кто выжал для казны все подати сполна, и, наоборот, тот плох, кто не сумел этого сделать. И здесь воеводы столкнулись с крестьянским само у правлением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: