Психоаналитическая концепция З.Фрейда. Учение о движущих силах личности. Периодизация психич. развития по З.Фрейду. Особенности терапевтического метода

КЛАССИЧЕСКИЙ» ПСИХОАНАЛИЗ.

Структура ответа.

Психоаналитическая концепция З.Фрейда. Учение о движущих силах личности. Периодизация психич. развития по З.Фрейду. Особенности терапевтического метода.

Родоначальник – Зигмунд Фрейд. После окончания медицин.факультета работает в психиатр. больнице. Фрейд ищет новые методы лечения. Едет на стажировку во Францию в психиатр.школу. Основа методов этой школы - гипноз, вскрывающий бессознательные проблемы пациентов, которые и являются причиной большинства неврозов. Фрейд активно использует гипноз, но результаты не удовлетворяют его.

Психоанализ (1898 г) - это метод, созданный Фрейдом, как альтернатива гипнозу.

Применение метода предполагает определенное представление о предмете, но чтобы иметь такое представление нужно представлять себе строение и функционирование психики и личности в целом, поэтому Фрейд создает теорию психики и личности. Так в 1900 выходит его первая монография «Анализ сновидений», где представлены первые положения теории личности, а в 1905 – выходит книга «Психопатология обыденной жизни», где уже просматривается общая структура будущей ПА теории личности.

В основе теории – идея о психическом детерминизме, согласно которой, любое психическое явление – это следствие предшествующей причины. Эта причина является следствием предшествующей причины, пока не завершится первопричиной всех психических явлений – инстинктом.

Инстинкт- это выработанный в ходе эволюций психофизиологический механизм, побуждающий организм к определенной физ. или психич. активности. В его структуре 4 компонента: 1. Источник – это психосоматический процесс, возникающий под воздействием внутренней или внешней стимуляции и приводящий к возникновению напряжения в организме, которое на психологическом уровне переживается как желание.

2. Цель - избавление от напряжения и переживания кратковременного удовлетворения.

3. Объект – действие или предмет, при помощи кот.организм избавляется от напряжения.

4. Импульс (импетус) – т.к объект генетически не задан и не имеет жесткой связи с инстинктом, возникновение напряжения не влечет за собой целенаправленной активности. Это происходит, если напряжение катексируется в конкретный объект. В результате образуется импульс, который и побуждает организм к активности, при этом энергия напряжения продолжает оставаться в организме, пока не произойдет овладение объектом.

Инстинктов много, каждый из них вырабатывает специфическую энергию. При этом основным источником являются 2 – сексуальный с энергией либидо, и агрессивный с энергией мортидо. Их особая роль в психике связана со значением в эволюции: сек. Инстинкт побуждает к активности, направленной на продолжение вида, а агр. Инс – способствует сохранению индивида.

Вся совокупность энергии инстинктов сосредоточена в особой структуре ИД (ОНО). ИД- источник энергии, способный побуждать организм к активности. Функционирование ИД отражает все характеристики инстинкта.ИД может стимулировать лишь нецеленаправленную активность, в ходе которой оно либо избавляется от напряжения, либо получает новое.

ЭГО (Я) – формируется на ранних этапах онтогенеза из части ИД, реагирующей на внешнюю стимуляцию. Основная функция – обнаружение объектов, пригодных для снятия напряжения. ЭГО должно осознавать и фиксировать эти объекты. Однако поскольку сознание обладает крайне огранич. возможностями, а реальность крайне разнообразна, большая информации, поступившей в ЭГО, уходит в предсознание: она не осознается, но может быть извлечена в сознание. Чтобы это осуществить, ЭГО необходима психич. энергия, которой оно не обладает, но катализирует из ИД.

Вторая функция ЭГО – удержание ИД от нецелесообразных активностей.Формируется на 2-ом году жизни. Среди объектов, вызывающих напряжение, на особом месте соц запреты и требования. ЭГО чутко реагирует на них, предохраняя Ид от доп напряжения, в той мере, в которой нарушение этих запретов может вызвать фрустрацию. Это означает, что существование запретов и правил не гарантирует сдерживание ИД и тем самым сохранение соц связей. В структуре личности в период с 3-5 лет формируется СУПЕРЭГО (СВЕРХ Я).

По содержанию – это совокупность всех усвоенных соц требований и правил, в функциональном - является агентом, удерживающим ЭГО, если последнее разрешает ИД активность, противоречащую этому содержанию.

Таким образом, только ИД является врожденной структурой, остальные же формируются в онтогенезе, что описано Фрейдом в ТЕОРИИ психо-сексуального развития.

Движущая сила – биологическое созревание, выражающееся в перемещении источника основных инстинктов в различные участки тела. Результат: формируется фундаментальное психическое новообразование, его специфика определяется социальной средой.

1 ЭТАП – Оральный (от 0 до1,5 лет). Локализация либидо – нервные клетки ротовой полости. Новообразование - познавательная функция ЭГО. Специфика: при резком отлучении от средств орального удовлетворения - чувство враждебности, ненужности; при потакании орал потребностям – чрезмер. оптимистичность, ожидание помощи.

2 ЭТАП – АНАЛЬНЫЙ (с 1,5 до 3 лет). Локализация либидо –нервные клетки сфинктера и анального отверстия. Новообразование – вторая функция ЭГО – сдерживание инстинктов. Специфика: при жестком «туалетном воспитании» - склонность к контролю.

3 ЭТАП-ФАЛЛИЧЕСКИЙ (с 3 лет до 5). Локализация -гениталии. У девочек формируется комплекс неполноценности, у мальчиков появляется чувство превосходства, начинают искать объект своих сексуальных влечений, тк. Круг общения ребенка – семья, то и объект – родитель противопол. пола. Ребенок пытается овладеть объектом, но понимает, что есть конкурент. Это сопровождается осознанием неодобряемости данных сексуальных и агрессивных влечений, страхом наказания – эти переживания составляют эдипов комплекс (у мальчиков), и комплекс Электры у девочек. Новообразование: формируется СУПЕРЭГО.

Завершается формирование личности и ее индивидуальных особенностей.

4 ЭТАП ЛАТЕНТНЫЙ - либидо «засыпает», происходит наполнение либидо новым опытом. Завершается в подростк. периоде - либидо «просыпается» в гениталиях, обостряется интерес к противопол. полу, начинается взаимодействие с ним, но в моделях взрослого человека.

Психоаналитическая процедура.

1 этап – получение первичного материала путем анализа сновидений или метода свободных ассоциаций. Ассоциативный поток приблизится к вытесненному влечению, Эго почувствует опасность и окажет сопротивление.

2 этап – интерпретация сопротивления (терапевт указывает о причинах такого поведения ).

3 этап – трансфер (перенос) и анализ трансфера. терапевт ведет себя как родитель того пола, который послужил формированию эдипова комплекса. Пациент осознает природу своих психич.защит. Анализ трансфера – кульминация терапии, пациент достигает катарсиса.

4 этап – эмоциональное переучивание – терапевт вместе с пациентом обсуждает новые модели поведения, которые будут возможны после преодоления детских комплексов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: