Осуществление и защита гражданских прав. н ы м и мерами. Правоохранительный характер этих мер находит свое выражение в том, что они применяются управомоченным лицом лишь в случае

н ы м и мерами. Правоохранительный характер этих мер находит свое выражение в том, что они применяются управомоченным лицом лишь в случае, когда обязанная сторона допустила те или иные нарушения, на­пример не выполнила обязательства в установленный срок, уклоняется от выполнения тех или иных работ, систематически задерживает платежи и т. п. Поэтому односторонние действия граждан или организаций, пред­принимаемые ими вне связи с нарушением обязанности другой стороной гражданского правоотношения, не могут быть отнесены к оперативным мерам правоохранительного порядка, хотя бы по своей форме они и были сходными с последними. Не являются оперативными мерами правоохра­нительного порядка, например, право нанимателя заселить по своему ус­мотрению излишнюю изолированную комнату (ст. 316 ГК), право пред­приятия отказаться от заключения договора на поставку выделенной ему излишней или ненужной продукции, право заказчика при наличии уважи­тельных причин во всякое время до окончания работы отказаться от дого­вора, уплатив подрядчику вознаграждение за выполненную часть работы и возместив убытки (ст. 360, ч. 3 ГК) и т. п. Такого рода действия органи­заций и граждан хотя и направлены на обеспечение их интересов, однако не являются правоохранительными мерами.

Эта особенность мер правоохранительного порядка сближает их с гражданско-правовыми санкциями, которые применяются также в случа­ях нарушения тем или иным лицом своих обязанностей. Однако в отли­чие от гражданско-правовых санкций, которые в советском гражданском праве носят эквивалентно-возместительный (а в установленных законом случаях также и штрафной) характер, правоохранительные меры опера­тивного характера имеют в значительной мере превентивное, предупредительное значение. Применение их управомочен­ным лицом устраняет возникновение для него в будущем возможных убытков. Так, например, отказ покупателя от получения продукции, по­ставка которой просрочена, предотвращает убытки, которые могли бы возникнуть у покупателя при получении продукции, в отношении кото­рой он утратил интерес вследствие ее ненадобности. Реализация органи­зацией-хранителем не востребованного в установленный срок имущества обеспечивает погашение понесенных хранителем расходов и избавляет его от дальнейших расходов по хранению этого имущества и т. п.

Вторая особенность правоохранительных мер оперативного воздей­ствия состоит в том, что меры эти имеют характер односторон­него действия управомоченного субъекта гражданского правоотноше­ния. Это такие меры, которые применяются к правонарушителю непо­средственно самим управомоченным лицом, но во всех без исключения


Пределы осуществления и защиты гражданских прав ___

случаях применение их является правом управомоченной стороны и про­исходит во внесудебном, внеарбитражном и т. п. порядке, т. е. без обра­щения к компетентным государственным или общественным органам. Именно это обстоятельство дает основание определить эти меры как пра­воохранительные меры оперативного характера.

Такой порядок применения этих мер существенно отличает их от гражданско-правовых санкций, которые применяются компетентными государственными или общественными органами в результате рассмот­рения гражданских дел.

При этом следует обратить внимание на то, что меры оперативного воздействия применяются управомоченной стороной не как органом ад­министративным по отношению к правонарушителю, а именно как сто­роной в гражданском правоотношении. Поэтому к правоохранительным мерам оперативного характера не относятся, например, предусмотренное ст. 160 Устава железных дорог СССР право взыскания штрафов за про­стой и задержку вагонов, контейнеров; право Госбанка СССР применять к плохо работающим предприятиям особый режим кредитования, в частно­сти повышать размер ставок за пользование кредитом, прекращать пре­доставление отдельных видов кредита и т. п.'

Применяя такого рода меры к предприятиям и организациям, желез­ная дорога и Госбанк выступают не в качестве стороны гражданского правоотношения, а как органы, наделенные определенными администра­тивными полномочиями.

Третья особенность мер оперативного воздействия заключается в том, что односторонний характер применения управомоченным лицом этих мер определяет собой и специфический характер гарантий их правильного применения. Важное значение в связи с этим приобретают два момента: во-первых, разнообразный и во многом индивидуальный характер мер оперативного воздействия, порожденный спецификой регу­лируемых отношений, предполагает необходимость точного и импера­тивного определения в законе специфических и также во многом индиви­дуальных условий и границ их применения; во-вторых, в целях обеспече­ния их правомерного использования управомоченным лицом закон пре­доставляет право обязанному лицу в случае необоснованного применения к нему мер оперативного воздействия оспорить правильность их приме­нения в суде или в арбитраже.

Эти особенности также существенно отличают меры оперативного воздействия от гражданско-правовых санкций, для применения которых

' Постановление Совета Министров СССР от 3 апреля 1967 г., п. 24 (СП СССР 1967 г. №. 10, ст. 56).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: