плуатацию, наряду с собственными средствами предприятия также и кредитов, выдаваемых Стройбанком СССР".
Значительные усовершенствования были внесены в кредитную систему Постановлением Совета Министров СССР от 3 апреля 1967 г. «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства»2. Постановлением предусмотрены виды и основные условия кредитования хозяйственных организаций, меры имущественного воздействия на плохо работающие предприятия и организации, а также меры поощрительного характера. Отменено применение к предприятиям и учреждениям целого ряда мер воздействия, в частности Госбанку и Стройбанку запрещено:
а) переводить по требованию учреждений банка на аккредитивную форму расчетов с иногородними поставщиками за материальные ценности и услуги и на предварительную оплату продукции при расчетах с одногород-ними поставщиками; б) запрещать по распоряжению учреждений банка использование неоплаченных материальных ценностей впредь до их оплаты и оставление таких ценностей на хранение под ответственность руководителя предприятия (организации); в) объявлять предприятия и организации неплатежеспособными; г) сокращать и полностью прекращать выдачу на неотложные нужды денег с расчетных счетов во внеочередном порядке; д) исключать предприятия и организации из состава участников расчетов, основанных на взаимном зачете требований.
|
|
Вопрос об отнесении тех или иных «кредитных санкций» к мерам оперативного воздействия представляет значительную сложность. Это объясняется прежде всего особенностями правового положения банка, который выступает в хозяйственных отношениях не только как хозрасчетная организация, как сторона в гражданских правоотношениях кредитного и расчетного характера, но и как орган финансового контроля за деятельностью социалистических организаций, обладающий известными административными полномочиями.
Отсюда вытекает и целый ряд особенностей применяемых банком мер воздействия кредитного характера.
Первая особенность этих мер состоит в том, что они в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть как мерами финансово-административными, так и мерами гражданско-правовыми3. Так, например,
' СП СССР 1965 г. № 19 - 20, ст. 153.
2 СП СССР 1967 г. № 10, ст. 56.
1 В литературе вопрос о разграничении гражданско-правовых и административно-правовых санкций банка имеет дискуссионный характер. Так, по мнению Э. А. Зинчук, гражданско-правовой является санкция в гражданских правоотношениях, а санкция, вытекающая из 162
|
|
Пределы осуществления и защиты гражданских прав ___
такая мера, как прекращение кредитования, может быть применена и при отсутствии между сторонами каких-либо гражданских правоотношений, например, при обнаружении банком недостатка оборотных средств у предприятия, при систематическом неплатеже предприятия своим поставщикам, несвоевременном представлении отчетности и т. п. Но, с другой стороны, например, повышение процента по просроченным ссудам или досрочное взыскание ссуды всегда имеет место только при наличии гражданско-правовых отношений между банком и организацией.
Вторая особенность применения банком мер кредитного характера состоит в том, что они по общему правилу применяются банком к кредитуемому субъекту самостоятельно, без обращения к какому-либо юрис-дикционному или иному компетентному государственному органу. Эта особенность сближает «кредитные санкции» с мерами оперативного воздействия гражданско-правового характера, которые также применяются управомоченным лицом в одностороннем порядке.
Однако отождествлять «кредитные санкции» с мерами оперативного воздействия гражданско-правового характера только по этим основаниям представляется неправильным даже в тех случаях, когда применение банком той или иной «кредитной санкции» связано с нарушением кредитуемым субъектом условий кредитования. Дело в том, что меры оперативного воздействия гражданско-правового характера применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей контрагентом, не обладающим в отношении другой стороны какими-либо административными полномочиями. В данном случае применение оперативной меры в каждом конкретном случае определено предусмотренным законом субъективным гражданским правом управомоченного контрагента. И с этой точки зрения меры оперативного воздействия гражданско-правового характера носят исключительный характер.
Иначе обстоит дело с «кредитными санкциями». Применяя их, банк во всех без исключения случаях действует как государственный финансово-контрольный орган, наделенный властными полномочиями. Эта его финансово-контрольная функция и властный характер действий не исчезают и в тех случаях, когда применение кредитных санкций связано с на-
осуществленяя банком своих властных функций, является административно-правовой (см.: Э. А. 3 и н ч у к. Договор краткосрочной ссуды между Госбанком и государственными хозяйственными организациями. Автореф. канд. дисс. М., 1966, стр. 13). По мнению И. С. Гуревича и Э. Г. Полонского, к гражданско-правовым следует относить те применяемые банком санкции, которые являются последствием нарушения контрагентом своих обязательств (см.: И. С. Г у р е в и ч. Очерки советского банковского права. Изд-во ЛГУ, 1959, стр. 61; Е. С. К о м п а н е е ц, Э. Г. П о л о н с к и и. Применение законодательства о кредитовании и расчетах. М., «Юридическая литература», 1967, стр. 194 - 195). 163