разграничивает юрисдикционную компетенцию различных государственных и общественных органов по рассмотрению гражданских дел и тем самым определяет известные границы осуществления управомоченным лицом требования защиты права, поскольку с таким требованием управо-моченный вправе обратиться только к определенному органу; а с другой стороны, установленный законом порядок подведомственности споров призван обеспечить надлежащую защиту прав и интересов граждан и организаций.
Особенно важное значение проблема подведомственности гражданско-правовых споров приобретает в связи с рассмотрением гражданских дел в административном порядке. Это объясняется прежде всего тем, что административный порядок рассмотрения споров, обладая некоторыми достоинствами, в частности возможностью значительно сократить сроки рассмотрения споров, тем не менее не обладает необходимым количеством правовых средств, обеспечивающих максимальную гарантию правильного разрешения дела. Как правильно отмечал С. В. Курылев, «разрешение гражданских споров в административном порядке характеризуется минимумом определенной законом процессуальной формы»', хотя и в этом случае защита права осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных правил и предоставлением сторонам известных правовых гарантий2.
|
|
Согласно ст. 6 Основ административный порядок защиты гражданских прав применяется лишь в случаях, «особо предусмотренных законом». Это значит, что административное разрешение гражданских дел имеет исключительный характер.
И это не случайно. Одной из тенденций развития права, закономерностью его развития является соответствие материаль-
' С В. К у р ы л е в. Формы защиты и принудительного осуществления субъективных прав и право на иск «Труды Иркутск, гос. ун-та», серия юридическая, 1957, т. XXII, вып. 3, стр.80.
2 Характер административного порядка рассмотрения споров широко обсуждается в нашей правовой литературе. Ряд авторов не без оснований говорят об административном процессе рассмотрения дел. См., например: Г. И. П е т р о в. О кодификации советского административного права. «Советское государство и право», 1960, № 5, стр. 30; А. Е. Л у н е в. Административная ответственность за правонарушения. М., Госюриздат, 1961, стр. 177;
Б. Б. Х а н г е л ь д ы е в. О системе советского административного права. «Сб. ученых трудов Свердловск, юрид. ин-та», вып. 2. Свердловск, 1964, стр. 57 и др.; Н. Г. С а л и -щ е в а. Административный процесс в СССР. М., Госюриздат, 1964; В.П.Воложа-н и н. Некоторые теоретические проблемы защиты гражданских прав в административном порядке. «Сб. ученых трудов Свердловск, юрид. ин-та», вып. 6. Свердловск, 1967, стр. 207 и след.; В. Д. С о р о к и н. Проблемы административного процесса. М., «Юридическая литература», 1968.