Сроки в гражданском праве. тации изделия, результатом чего и явились обнаруженные в течение га­рантийного срока недостатки, и, во-вторых

тации изделия, результатом чего и явились обнаруженные в течение га­рантийного срока недостатки, и, во-вторых, когда в силу каких-либо при­чин замена проданной вещи не представляется возможной, например, вследствие отсутствия аналогичного товара в магазине. В последнем слу­чае покупатель вправе потребовать возврата ему уплаченной суммы (ст. 42 Основ).

В связи с этим представляется неприемлемым и противоречащим Основам решение вопроса о гарантийном сроке в ряде технических усло­вий, которые предусматривают, что исправление недостатков или замена вещи может иметь место лишь в случае, когда эти недостатки возникли по вине изготовителя продукции'. Такое решение неприемлемо и с прак­тической точки зрения, в особенности в случаях, когда поставщик отгру­жает покупателю сложную продукцию, в изготовлении которой прини­мают участие многие смежники. Поскольку гарантия дана поставщиком на всю продукцию в целом, поскольку и недостатки, обнаруженные в от­дельных ее деталях или узлах, изготовляемых смежниками, должны уст­раняться поставщиком, хотя бы в возникновении их он и не был виновен.

Поскольку гарантийный срок с юридической стороны есть срок для обнаружения недостатков, то важно точно знать, о каких недостатках ве­щи идет речь в том или ином случае. С этой точки зрения между гаран­тийными сроками при купле-продаже и поставке есть существенные раз­личия.

Статья 48 Основ предусматривает, что гарантийные сроки при по­ставках продукции относятся к обнаружению не всяких вообще недостат­ков продукции, а лишь к выявлению скрытых недостатков. В соответст­вии с ч. 1 ст. 48 к скрытым относятся такие недостатки, которые не могли быть обнаружены покупателем при обычной приемке продукции.

К обычным для данного вида продукции способам проверки качест­ва следует, в частности, относить способы и методы проверки, преду­смотренные ГОСТами, техническими условиями или иными обязатель­ными для сторон правилами. Распространение гарантийных сроков лишь на обнаружение скрытых недостатков продукции обусловлено тем, что сторонами договора поставки являются социалистические организации, которые обладают достаточными техническими возможностями и специ­альными кадрами для обнаружения подавляющего большинства дефектов продукции и используют для проверки качества научно обоснованные способы контроля. Вместе с тем это в известной мере повышает ответст­венность покупателей продукции при качественной приемке продукции.

См, например, РТУ РСФСР 678 - 60, РТУ РСФСР 658 - 59, РТУ РСФСР 668 - 59, РТУ РСФСР 683-60 и др


_____ Осуществление и защита гражданских прав ______

В отличие от этого ст. 42 Основ, регламентируя отношения сторон по купле-продаже товаров, устанавливает, что в течение гарантийного срока покупатель вправе предъявить претензию продавцу по поводу та­ких недостатков вещи, которые препятствуют ее нормальному использо­ванию. Аналогичные правила применительно к розничной торговле пре­дусматривают и гражданские кодексы (см. ст. 248 ГК РСФСР, ст. 236 ГК УССР и др.).

Закон не раскрывает, что следует понимать под нормальным исполь­зованием вещи. Поэтому можно лишь предположить, что речь идет в данном случае о возможности использования вещи по ее прямому назна­чению и обычным для данного рода вещей способом.

Практически важное значение имеет вопрос о моменте, с которого начинает течь гарантийный срок. Статья 48 Основ предусматривает, что в отношении товаров народного потребления, продаваемых через рознич­ные торговые организации, гарантийный срок исчисляется со дня рознич­ной продажи вещи. В отношении продукции производственно-техни­ческого назначения гарантийные сроки начинают течь с момента, преду­смотренного ГОСТами или техническими условиями. В настоящее время в ГОСТах используются два основных способа установления момента начала течения гарантийного срока. В одних ГОСТах начало течения га­рантийного срока определяется «со дня отгрузки продукции», в других -«со дня ввода в эксплуатацию», но не более определенного срока со дня отгрузки продукции.

Так, например, ГОСТ 69 - 62 на шахтные погрузочные машины пре­дусматривает, что предприятие-поставщик обязано в течение 12 месяцев со дня ввода машин в эксплуатацию, но не более 18 месяцев со дня их отгрузки безвозмездно заменять или ремонтировать вышедшие из строя узлы и детали при условии соблюдения потребителем правил эксплуата­ции и хранения, указанных в инструкции предприятия-изготовителя.

В связи с этим в литературе было сделано предложение исчислять гарантийные сроки эксплуатации изделия со дня ввода изделия в эксплуа­тацию, а если этот момент установить невозможно, то со дня получения продукции потребителем'. Установление в ГОСТах начала течения гаран­тийного срока со дня отгрузки продукции не представляется правильным для всех без исключения случаев. Такой способ определения начала тече­ния гарантийного срока целесообразен лишь применительно к срокам хранения и срокам годности продукции. В отношении продукции, пред-

' Н. А. Я х н и н а. Значение гарантийных сроков в повышений качества продукции («Со­ветское государство и право», 1966, № 7, стр. 94). 278



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: