тации изделия, результатом чего и явились обнаруженные в течение гарантийного срока недостатки, и, во-вторых, когда в силу каких-либо причин замена проданной вещи не представляется возможной, например, вследствие отсутствия аналогичного товара в магазине. В последнем случае покупатель вправе потребовать возврата ему уплаченной суммы (ст. 42 Основ).
В связи с этим представляется неприемлемым и противоречащим Основам решение вопроса о гарантийном сроке в ряде технических условий, которые предусматривают, что исправление недостатков или замена вещи может иметь место лишь в случае, когда эти недостатки возникли по вине изготовителя продукции'. Такое решение неприемлемо и с практической точки зрения, в особенности в случаях, когда поставщик отгружает покупателю сложную продукцию, в изготовлении которой принимают участие многие смежники. Поскольку гарантия дана поставщиком на всю продукцию в целом, поскольку и недостатки, обнаруженные в отдельных ее деталях или узлах, изготовляемых смежниками, должны устраняться поставщиком, хотя бы в возникновении их он и не был виновен.
Поскольку гарантийный срок с юридической стороны есть срок для обнаружения недостатков, то важно точно знать, о каких недостатках вещи идет речь в том или ином случае. С этой точки зрения между гарантийными сроками при купле-продаже и поставке есть существенные различия.
Статья 48 Основ предусматривает, что гарантийные сроки при поставках продукции относятся к обнаружению не всяких вообще недостатков продукции, а лишь к выявлению скрытых недостатков. В соответствии с ч. 1 ст. 48 к скрытым относятся такие недостатки, которые не могли быть обнаружены покупателем при обычной приемке продукции.
К обычным для данного вида продукции способам проверки качества следует, в частности, относить способы и методы проверки, предусмотренные ГОСТами, техническими условиями или иными обязательными для сторон правилами. Распространение гарантийных сроков лишь на обнаружение скрытых недостатков продукции обусловлено тем, что сторонами договора поставки являются социалистические организации, которые обладают достаточными техническими возможностями и специальными кадрами для обнаружения подавляющего большинства дефектов продукции и используют для проверки качества научно обоснованные способы контроля. Вместе с тем это в известной мере повышает ответственность покупателей продукции при качественной приемке продукции.
См, например, РТУ РСФСР 678 - 60, РТУ РСФСР 658 - 59, РТУ РСФСР 668 - 59, РТУ РСФСР 683-60 и др
_____ Осуществление и защита гражданских прав ______
В отличие от этого ст. 42 Основ, регламентируя отношения сторон по купле-продаже товаров, устанавливает, что в течение гарантийного срока покупатель вправе предъявить претензию продавцу по поводу таких недостатков вещи, которые препятствуют ее нормальному использованию. Аналогичные правила применительно к розничной торговле предусматривают и гражданские кодексы (см. ст. 248 ГК РСФСР, ст. 236 ГК УССР и др.).
Закон не раскрывает, что следует понимать под нормальным использованием вещи. Поэтому можно лишь предположить, что речь идет в данном случае о возможности использования вещи по ее прямому назначению и обычным для данного рода вещей способом.
Практически важное значение имеет вопрос о моменте, с которого начинает течь гарантийный срок. Статья 48 Основ предусматривает, что в отношении товаров народного потребления, продаваемых через розничные торговые организации, гарантийный срок исчисляется со дня розничной продажи вещи. В отношении продукции производственно-технического назначения гарантийные сроки начинают течь с момента, предусмотренного ГОСТами или техническими условиями. В настоящее время в ГОСТах используются два основных способа установления момента начала течения гарантийного срока. В одних ГОСТах начало течения гарантийного срока определяется «со дня отгрузки продукции», в других -«со дня ввода в эксплуатацию», но не более определенного срока со дня отгрузки продукции.
Так, например, ГОСТ 69 - 62 на шахтные погрузочные машины предусматривает, что предприятие-поставщик обязано в течение 12 месяцев со дня ввода машин в эксплуатацию, но не более 18 месяцев со дня их отгрузки безвозмездно заменять или ремонтировать вышедшие из строя узлы и детали при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации и хранения, указанных в инструкции предприятия-изготовителя.
В связи с этим в литературе было сделано предложение исчислять гарантийные сроки эксплуатации изделия со дня ввода изделия в эксплуатацию, а если этот момент установить невозможно, то со дня получения продукции потребителем'. Установление в ГОСТах начала течения гарантийного срока со дня отгрузки продукции не представляется правильным для всех без исключения случаев. Такой способ определения начала течения гарантийного срока целесообразен лишь применительно к срокам хранения и срокам годности продукции. В отношении продукции, пред-
' Н. А. Я х н и н а. Значение гарантийных сроков в повышений качества продукции («Советское государство и право», 1966, № 7, стр. 94). 278