Электронный обмен данными

Электронный обмен обеспечивает оборот стандартизированных документов между компьютерами разных компаний, и заменяют традиционные формы связи – почта, и даже факсы.

Компании постоянно обмениваются данными, как внутри организаций (плановая и управленческая информация), так и с внешними организациями (обмен информацией о заказах, поставках и платежах с поставщиками, финансовыми организациями, грузоперевозчиками и потребителями). Т.е. логистическая информация образует массив данных в режиме реального времени о движении материальных потоков, состоянии производства, запасах готовой продукции, отгрузке заказов, получении новых заказов…

Электронный обмен данными позволяет:

1. повысить производительность труда;

2. укрепить хозяйственные связи с поставщиками и потребителями;

3. повысить конкурентоспособность;

4. снизить операционные издержки.

Производительность повышается из-за увеличения скорости передачи информации, и в ее получение и распространении участвует меньшее число людей. Эти же факторы повышают точность информации.

Издержки уменьшаются из-за: сокращения трудовых и материальных затрат на подготовку, размножение и рассылку документов, снижения объема сообщений, передаваемых по каналам телефонной, факсовой и связи, сокращаются канцелярские расходы.

3.2ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМЬЮТЕРЫ.

Выделяют несколько аспектов влияния ПК на логистический менеджмент.

1.Дешовые и легко перемещаемые ПК дают возможность получать оперативную информацию не только в офисе, но и на складе и в дороге. В прошлом решения приходилось принимать по устаревшей на часы и дни информации. Теперь и стратегические (на какой рынок ориентироваться), и тактические (какой продукт отгружать со склада следующим), решения можно принимать опираясь на свежайшую информацию (например эффективность работы складов и перевозчиков повышается).

2. ПК повышают быстроту и точность реакции исполнителей, что сопутствует росту качества и эффективности сервиса. Доступные прежде массивные стационарные компьютеры создавали разрыв между теми, кто принимает решения, и непосредственными исполнителями. ПК делают возможной и выгодной децентрализацию почти любых функций. Появление компьютерных сетей (локальных и глобальных) и сетевой конфигурации клиент/сервер открывает путь к интеграции информационных потоков, сочетающийся с выгодами децентрализации, отзывчивости, гибкости и изобилия информационных ресурсов.

В локальных сетях каналами связи служат телефонные линии и кабеля. Сервер – это мощный компьютер предназначенный для совместного пользования и обмена данными между многими участниками. Клиент – это есть ПК имеющий доступ к данным и возможностям автономной работы с ними, что придает дополнительную гибкость. Сетевая конфигурация клиент/сервер сохраняет автономность, а значит и гибкость, свойственную локальным сетям. Локальные сети обычно охватывают офис, склад, а для более широких географических зон нужны другие сетевые решения.

3. ПК способны работать с графическими программами в интерактивном режиме, облегчают освоение систем поддержки принятия решений по поводу размещения логистических мощностей, анализа запасов, маршрутизации и составления графиков перевозок.

3.3 СКУСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЕКТ / ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ.

Искусственный интеллект (ИИ) и экспертные системы (ЭС) – еще одна из разновидностей информационных технологий используемых в логистике. Обобщающим термином «искусственный интеллект» обозначают группу технологий, нацеленных на воспроизведение в компьютерах особенностей человеческого мышления. Характерная черта ИИ – операции с символами, а не числами.

В состав ИИ входят экспертные системы; программы переводчики с одного языка на другой; программы имитирующие работу нейронных сетей; робототехника, технологии распознавания речевых сигналов и трехмерного воспроизведения зрительных образов. Наибольшее распространение в логистике получили экспертные системы.

ЭС представляют собой экономичный и практичный способ выявления, уточнения и распространения опыта управленческих решений. Эти системы обеспечивают единую схему оформления вопросов и ответов, используемых экспертами для решения аналитических и оперативных проблем. ЭС позволяют сделать знания одного специалиста достоянием многих, что увеличивает согласованность, точность и производительность операций по всей сети. Эти системы создают возможности для более эффективного управления важнейшим ресурсом – знанием.

Программное обеспечение ЭС в логистике создает и накапливает логистическую «базу знаний» в форме эвристических правил (эвристика – искусство нахождения истины, система логистических приемов и методических правил теоретического исследования), общих принципов принятия решений и т.п.

В логистике ЭС находят применения, когда опыт и знания способны увеличить рентабельность активов. В число задач, решаемых с помощью ЭС, входят выбор перевозчиков, маркетинг, глобальная логистика, управление запасами, проектирование информационных систем.

На рис. показана ЭС, она состоит из трех компонентов: базы знаний, механизма умозаключений и пользовательского интерфейса. База знаний хранит серии решений типа: «если …то…». Ее создают на основе опросов ряда «экспертов».

 

Пользовательский интерфейс

 

Механизм умозаключения:
  • Управляющие стратегии
  • Механизм упорядочивания вопросов

 

База данных:
  • Факты
  • Эвристические правила

 

 

Например, опытный менеджер транспортного отдела перечислит ключевые данные и критерии, используемые при выборе перевозчика определенных грузов. Опытный прогнозист располагает знаниями о наиболее подходящем методе прогнозирования. Интеграция и координация логических схем принятия решений, предложенных рядом экспертов, позволяет создать изрядную базу знаний, которая поможет менее опытным работникам увеличить эффективность своих решений. Механизм умозаключений обеспечивает поиск в базе знаний именно тех правил и алгоритмов, которые пригодны для принятия конкретного решения.

Пользовательский интерфейс облегчает взаимодействия между ЛПР и ЭС (переводит ЛПР важные вопросы на обычный язык и истолковывает ответы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: