Как управляется ваша церковь? Каким образом принимаются в ней решения?
Среди различных форм церковного управления можно выделить три основных.
1. Епископальная – церковь управляется епископами, имеющими на это право якобы на основании апостольской преемственности. Ярким примером такой формы управления является Римско-католическая церковь. Но в Писании нет учения об апостольской преемственности.
2. Пресвитерианская – поместная церковь управляется комитетом, подчиняющимся совету пресвитеров, советы подчинены синоду, а над синодами стоит генеральная ассамблея.
Обратите внимание, обе эти формы управления имеют внешнее начальство, которое стоит над поместной церковью. В Новом Завете нет учения о какой-либо иерархической надстройке над общиной. Тексты Писания, свидетельствующие о влиянии Апостолов и их сотрудников на церкви первого века, например, Тит. 1:5, говорят либо о служении миссионеров, основавших эти общины и поэтому сохранивших на них влияние, либо о служении Апостолов, имевших особый авторитет от Господа (но Апостолов сегодня нет).
Согласно учению Нового Завета над христианской общиной не существует какой-либо человеческой власти. Все религиозные надцерковные начальники не имеют библейских полномочий. Этот взгляд разделяют сторонники третьей формы управления. Рассмотрим ее более подробно.
3.Конгрегационная – церковь автономна, самоуправляема. Существует два варианта самоуправления церкви:
а. Всеобщее голосование (служителей и общины вместе).
б.Управление старейшин (церковный совет принимает решения и доносит их до общины).
Теперь встает вопрос: какой из этих вариантов наиболее библейский? Ответ можно найти в книге Деяния Апостолов 6:1-5(а):
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у еллинистов ропот на евреев за то, что вдовы их пренебрегаемы были в ежедневном обслуживании. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божье, заботиться о столах. Итак, братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». И угодно было это предложение всему собранию.
В принятии библейских решений можно выделить пять особенностей.
1.Решения принимаются группой, советом квалифицированных служителей.
2. Решения в совете принимаются единогласно.
3. Отсутствие голосований на всех уровнях.
4. Решения принимаются «сверху вниз», а не наоборот.
5. Решения доносятся до всего собрания, которое соглашается с точкой зрения руководства.
Чем тверже церковь держится учения Писания, тем ближе к библейской будет форма ее управления.
Постараемся запомнить основные черты такого управления: во-первых, это автономия, то есть над церковью нет никакого человеческого начальства; во-вторых, церковь управляется советом пресвитеров, соответствующих требованиям Писания.
Хотелось бы сделать замечание относительно голосований: голосования, в которых принимают участие духовно незрелые христиане, не прославляют Бога, не созидают церковь, а даже сеют разделения.
В Писании нет учения об управлении церковью путем всеобщего голосования. Такой взгляд более характерен для греческой демократии, чем для управления народом Божьим, находящимся в сфере Царства Христа. Когда люди в церкви на протяжении долгих лет голосуют при принятии всех решений, у них может создаться впечатление, будто истина определяется не путем вдумчивого и молитвенного изучения Слова Божьего, а путем простого поднятия рук. Голосование по ясно изложенным в Писании вопросам убеждает церковь в недостаточном авторитете Библии. Если вас остановит сотрудник полиции за проезд на красный сигнал светофора и объявит вам о нарушении правил дорожного движения, вы не станете предлагать ему провести голосование по вопросу: виновны вы или нет. Почему? Потому что правила дорожного движения гласят: «проезд на красный сигнал светофора запрещен». Голосовать при наличии однозначного утверждения – бессмысленно. Если же вы верите, что Библия ясно говорит о каком-то вопросе, но все равно продолжаете искать ответ на него путем голосования, этим вы демонстрируете сомнение в достаточности ее авторитета. Мнение голосующих людей приравнивается к Слову Божьему, а порой даже превозносится над ним.
Пастор одной из церквей нашего города признался перед общиной в том, что не соответствует библейским требованиям. После этого он поднял вопрос о продолжении своего служения на голосование. Большинство членов церкви проголосовало за то, чтобы он продолжил нести пасторский труд.
Говоря об автономии поместной церкви, не следует впадать в крайность. Хорошо, если община имеет независимую форму управления. Однако в некоторых случаях церковь может входить в различные христианские союзы, сохраняя достаточно автономии для осуществления верности Писанию по основополагающим вопросам.
Возможно, у вас возник вопрос: «Что делать, если моя поместная церковь далеко не во всем следует учению Библии?» В таком случае возможны два варианта. Во-первых, вы должны приложить все усилия к тому, чтобы церковь начала меняться в правильном направлении. Во-вторых, если первый вариант неосуществим, тогда при сохранении отношений мира и любви можно присоединиться к более библейской церкви. (Однако последнее - крайний шаг, возможный лишь после того, когда с терпением, любовью и смирением все сделано для изменения церкви).