Когда мы не способны что–то понять самостоятельно, Бог может приводить нас к пониманию этого с помощью другого человека или группы людей. Часто для того, чтобы обнаружить глубоко спрятанную боль, неудовлетворенные нужды и подавленные чувства, которые не дают нам прийти к истине, способной сделать нас свободными, необходимо проконсультироваться. Во многих случаях не будет истинного исцеления и духовного роста, пока мы не освободимся от болезненных воспоминаний и нездоровых стереотипов прошлого, которые влияют на наши сегодняшние отношения и поступки.
Однажды днем, сняв телефонную трубку в своем кабинете, я услышал встревоженный голос мужчины, который сразу же приступил к сути дела: «У нас проблемы в браке, — начал он отрывисто. — Могу ли я прислать свою жену к вам на прием?» Как правило, я не назначаю консультации через посредников, они оказываются не слишком эффективными. И вскоре женщина, взяв трубку, стала уверять меня, что это она попросила своего мужа переговорить со мной. Потом Патти несколько дней рассказывала мне о трудностях в их браке, новой волне отчуждения со своим мужем–пастором, а также о телесных и эмоциональных проблемах, которые явственно ставили их отношения на грань развода. В ее словах я ощутил и ее искреннюю преданность Богу, и желание сделать все возможное, чтобы сохранить брак. Истории о детстве Патти звучали как пример из учебника по исцелению памяти: распавшаяся семья родителей, несколько случаев сексуального насилия со стороны родственников, болезни и нищета, которые взвалили на нее непосильный груз работы и недетской ответственности. Казалось, что на Патти, как из внезапно распахнувшегося ящика Пандоры, обрушились все возможные страдания, чтобы разрушить ее семейную жизнь.
|
|
Тем не менее, попросив Патти подробно рассказать обо всех пугающих и постыдных эпизодах ее детства, я поразился тому, как по–взрослому она вела себя во всех этих испытаниях. Сексуальные травмы и мучительные переживания не заставили ее отказаться от своей женственности, и ее реакция на своего мужа была совершенно нормальной. Ее детские переживания при всей своей болезненности помогли ей быть хорошей матерью для собственных детей. В конце концов стало ясно, что эти раны ее прошлого уже не нуждались в исцелении. Обращение к Богу в подростковом возрасте и любовь церковной общины помогли ей в значительной мере прожить эти детские травмы и обрести мир в душе.
Мы с Патти обнаружили, что ее действительной проблемой была глубоко затаенная обида, которой она позволила укорениться в своем сердце несколько лет назад. Дело в том, что ее муж почувствовал призвание к пасторству уже в зрелые годы. Ради этого служения он оставил доходную работу, что потребовало от Патти определенных экономических жертв.
|
|
Несомненно, это оживило ее детские страхи перед нищетой и с новой силой всколыхнуло старые обиды. Однако основа ее трудностей заключалась в том, что она чувствовала к мужу уже теперь. Мало–помалу она стала позволять этому чувству влиять на ее поступки, появилась отчужденность от мужа, и Патти начала винить его во всех своих бедах. Это перекрыло поток любви, прежде наполнявший их жизнь, и привело все их отношения к разладу. Ей пришлось осознать всю неприглядность своей греховной обиды и тех изощренных способов, которыми она пыталась отомстить мужу. В исповеди и молитве она обрела благодать прощения и смогла как простить мужа, так и пересмотреть свои неверные установки и разрушительные поступки. Когда они обсудили все это друг с другом, Божья любовь смогла смыть преграды между ними и восстановить глубокие, исполненные любви отношения.
Этот пример я выбрал специально: здесь благодаря консультациям стало ясно, что в данном случае не требуется работы по исцелению памяти; этот пример подчеркивает, насколько необходимо индивидуальное консультирование. Определить, нужно ли пациенту исцеление памяти, часто бывает нелегко. Именно поэтому я серьезно опасаюсь применять эту форму эмоционального и духовного исцеления в больших группах людей и при массовом стечении публики. Некоторые священнослужители пытаются делать это; конечно же, я не дерзну ставить пределов силе Господа. Я знаю, что Он использует проповеди об исцелении внутреннего «я», чтобы открыть нам наши нужды, и это в каком–то смысле является массовым консультированием. И я видел поразительные чудеса исцеления, начало которым было положено на подобных богослужениях для широкой публики. Но у меня есть серьезные основания не пытаться проводить через это всю аудиторию целиком. Как и многое, что происходит сегодня в области исцеления, это было бы в большей степени магией, нежели чудом. Там, где процесс исцеления не включает в себя те три этапа, о которых мы здесь пишем, крайне редко можно видеть долговременные и стойкие результаты, наблюдать неизменно меняющиеся к лучшему установки и отношения. И первый из этих этапов — открыться консультанту, пастору или верному другу. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» (Иакова 5:16).