Предупреждение преступлений, связанных с проституцией

Проституция в Казахской Республике не легализована. По данному поводу проводится множество дискуссий, поскольку есть и сторонники легализации проституции, есть и ее противники. Отметим, что последних гораздо больше. Так, опрос, проведенный нами среди лиц разного возраста, показал следующее: 76% не согласны с легализацией проституции; 11% не против её легализации, но с условием строгого контроля со стороны государства; 13% отказались отвечать на вопрос, так как считают его неприличным. Тем не менее статистические данные по проституции свидетельствуют о росте оказываемых интимных услуг. Данная сфера также переживает процесс коммерциализации.

Что можно предложить в плане предупреждения такого явления, как проституция и вовлечение в её орбиту молодых девушек? Высока профилактическая роль органов внутренних дел по выявлению этих лиц и проведению воспитательной работы. Особую категорию составляют несовершеннолетние, вовлекаемые в проституцию. Как правило, это дети из неблагополучных семей, экономически не подкрепленные и вовлекаемые в данный процесс для получения средств к существованию. Встречаются организованные при гостиницах, саунах, банях и других местах группы по оказанию интимных услуг. Данные места должны быть под особым контролем.

Как правило, уголовному наказанию подвергаются лишь лица, оказавшие посреднические услуги, т.е. вызвали проституток к клиенту, а сутенеры и организаторы данного бизнеса остаются в стороне. Анализ судебной практики свидетельствует о высоком уровне латентности данного явления. В Кодексе об административных правонарушениях установлена административная ответственность за предоставление помещений для занятия проституцией или сводничества (ст.341-1). Однако данная норма практически не применяется, несмотря на достаточно внушительные штрафные санкции. Таким образом, создается только видимость такой борьбы. Нами было предложено в параграфе 4.2. предусмотреть уголовную ответственность, за названные деяния, включая аренду и съем помещения для этих целей. Это и конвенционное требование. В этой связи было бы желательно в УК предусмотреть применение мер уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц, чьи помещения используются для совершения преступления. В частности, установить наказание в виде ликвидации юридических лиц. Таким образом, сексуальная эксплуатация опасна, поскольку нарушаются права человека на личную свободу. Помимо этого подобные деяния сопровождаются наркоманией, пьянством либо совершением более опасных деяний.

Особо пагубным является вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией. Современность такова, что дети становятся жертвами насильников. Незащищены дети и от системы Интернет. Казахстан, присоединившись к конвенциям ООН по правам ребенка, а также к Факультативному протоколу, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, показал свою приверженность в решении поставленных проблем. Были внесены изменения в части санкций ряда статей УК РК, которые были ужесточены. Усилена ответственность и за торговлю людьми в целях эксплуатации.

Следует отметить большую вовлеченность гражданского общества в решение данных проблем. Так, в частности, с 2009 г.функционирует Кризисный центр по реабилитации жертв торговли людьми «Комек». Данный центр получил финансовую поддержку от государства. Большую работу проводит «Хартия за права человека», которая вовлекает в процесс обучения и информационного сопровождения граждан страны путем проведения различных мероприятий. Проводятся исследования в области насилия в отношении детей. На наш взгляд, представляют интерес данные «Союза кризисных центров Казахстана». Так, результат исследования показал, что 22% мальчиков и 8% девочек испытывали физическое насилие, 3% девочек были подвергнуты сексуальному насилию.[33]В стране предпринимаются попытки по организации взаимодействия НПО и гражданского сообщества в деле предупреждения насилия в отношении детей. Так, при МВД был создан Интегрированный банк данных единого учета несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Практикуется ежегодное представление доклада о положении детей в республике, который готовится Комитетом по охране детей Министерства образования и науки РК.

Казахстан принимает участие в международных процедурах, посвященных данному вопросу. Так, в частности, в 2010 г. был представлен периодический отчет по правам человека в Республике Казахстан. Полученные рекомендации внедряются в жизнь. В 2011 г. был представлен четвертый периодический доклад о реализации Республикой Казахстан Конвенции о правах ребенка. Такие важные международные процедуры позволяют постоянно отслеживать ситуацию и планировать приведение в соответствие законодательства страны, а также разрабатывать институциональные механизмы предупреждения совершения новых преступлений.

В 2012 г. доктором Робином Н. Хаарром при поддержке ЮНИСЕФ было проведено исследование по оценке уязвимости детей по отношению к рискованному поведению, сексуальной эксплуатации и торговле людьми в Казахстане. [61,c.16] В данном исследовании были приведены следующие шокирующие факты (см. таблицу). Жертвы внутренней торговли людьми женского пола гораздо чаще подвергались сексуальной эксплуатации (90,3%), чем жертвы внешней торговли людьми женского пола (66,7%).

 

Сексуальная эксплуатация жертв внутренней и внешней торговли людьми, являющихся лицами женского пола
  Жертвы внутренней торговли людьми Кол-во 56 Жертвы внешней торговли людьми Кол-во 14
  количество % количест-во %
Занимались сексом за деньги
Да   90,3   66,7
Нет   9,7    
  Кол-во Кол-во
Возраст, в котором начали заниматься сексом за деньги
12-13 лет   7,1   7,1
14-15 лет   30,4   14,3
16-17 лет   32,1   50,0
18-19 лет   16,1   14,3
20-21 год   5,4   0,0
22+лет   8,9   14,3
Частота занятий сексом за деньги
Каждый день   64,3   92,9
Несколько раз в неделю   26,8   7,1
Раз в неделю   7,1   0,0
Только один раз или два раза   1,8   0,0
               

Источник: [61].

 

Однако следует иметь в виду, что несовершеннолетний, ставший жертвой вовлечения в занятие проституцией, фактически становится заложником взрослого. Появились такие новые понятия, как «детский секс-туризм». Он представляет собой оплачиваемую сексуальную эксплуатацию детей (проституцию) той категорией лиц, которые путешествуют из одного места в другое с вовлечением детей в сексуальные отношения. Пока такие факты не были зарегистрированы в Казахстане, тем не менее исключать подобные случаи нельзя, учитывая высокий уровень латентности данного деяния.

К сожалению, государство еще не выработало никаких мер в данном направлении. В первую очередь необходимо создать понимание в обществе, что возможно существование такого явления и соответственно формировать отношения по выявлению таких случаев. Возможно использование зарубежного опыта в части предупреждения таких преступлений, совершаемых туристами-педофилами. Государство должно разработать комплекс мер по ликвидации условий, связанных с коммерческой сексуальной эксплуатацией детей. В последнее входит не только вовлечение их в занятие проституцией, но и детская порнография, трафик детей в сексуальных целях, детский сексуальный туризм. Для этого требуется постоянный мониторинг данных процессов, а также подготовка специалистов для выявления подобных фактов и соответственно их предупреждения.

В контексте рассматриваемойпроблемы представляет интерес обсуждение в Российской Федерации в 2012 г. вопроса об установлении административной ответственности за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Данное положение заслуживает внимания, поскольку действительно затрагивает сферу нравственного развития несовершеннолетних. Такой опыт был бы полезен и для казахстанского населения, поскольку формируемые ценностные ориентиры детей, их духовно-нравственное развитие и здоровье, а равно психическое состояние должны быть под защитой не морали, а права. В данном случае установленный правовой запрет есть не что иное, как манипулирование сознанием потерпевшего. Однако не обозначены цели такой деятельности. Порой действительно очень трудно определить, какой вред был нанесен психике несовершеннолетнего. Однако это означает, что здоровье ребенка должно быть под охраной закона.

Особую опасность представляют действия по включению детей в сексуальные отношения и созданию детской порнографии. Именно детская порнография набирает обороты в последнее время. Совращение детей и использование их в целях удовлетворения своих потребностей со стороны педофилов имеют высокую латентность. Часто дети, ставшие объектом такого насилия, боятся сообщить о факте насилия. Особенно активно используются интернет-услуги для распространения детской порнографии. Последние могут быть как реальные, так и виртуальные. Как в первом, так и во втором случае действия с подобным предметом преступления наказуемы. При этом пресечение подобных деяний представляет большую трудность и сложность, поскольку Интернет не имеет никаких границ. Только совместные коллективные действия государств могут создать систему воспрепятствования распространению порнографии и помочь выявить источник её распространения.

Интересен случай, связанный с расследованием криминальной деятельности клуба «Страна чудес», который в своей деятельности охватил примерно 12 государств. За 100 долл. в месяц члены клуба могли получить доступ к порнографическим сайтам и совершать электронные встречи клуба. Данной организацией было собрано более 1 млн. порнографических изображений детей в возрасте от двух лет к моменту их ареста в 1998 г. Всего было арестовано около 100 членов сети. При этом из 1260 несовершеннолетних было идентифицировано только 17 жертв. В 2001 г. по миру за указанное действие было вынесено 50 обвинительных приговоров.[101]

В настоящее время по всему миру разрабатываются технологии для фильтрации информации, поступающей в сеть Интернет. В 2009 г. Парламент Казахстана принял закон, которым интернет-издания приравнены к СМИ. Однако остался нерешенным вопрос о блокировании информации, связанной с распространением материалов порнографического содержания, а также пропагандирующих жестокость и насилие. Последние также находятся в свободном доступе в сети Интернет. Данное положение также вызывает озабоченность государства. В этой связи Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних постоянно рассматривает вопрос о снижении рисков компьютерных клубов на развитие детей. Государство разрабатывает меры по осуществлению контроля над деятельностью компьютерных клубов.

Соответственно Законом РК «О средствах массой информации» запрещено распространение через СМИ информации, пропагандирующей жестокость и насилие, а также порнографии. Приведем пример из практики судов республики. Так, 3 июля 2011 г. судом г. Астаны было принято решение о прекращении на территории Республики Казахстан продукции иностранных средств массовой информации, интернет-ресурсов, которые пропагандируют детскую порнографию.[10] В этой связи необходимо разработать соответствующие мероприятия по предупреждению случаев распространения названной информации. Необходимо провести мониторинг выявления фактов таких действий, разработать возрастные критерии показа любых передач для несовершеннолетних с учетом времени их демонстрации. Тем более, что Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Казахстаном, устанавливает положение о поощрении разработки надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию (ст.17,пункт е).

Интересен в этой связи случай, имевший место в нашей стране. Так, 25.10.2013 г. на имя министра образования и науки РК поступило сообщение о том, что в программу предмета «Русская словесность» для учеников 6 класса включен рассказ Д. Алдайка под названием «Кентавр», который представляет собой «сплошной разврат и порнографию». Такой подход системы образования более чем удивителен, так как произведения этого автора запрещены в США с 1980 г. по причине пропаганды секса, супружеской измены и вульгарности.

Безусловно, показ порнофильмов, или порнопродукции несовершеннолетним является посягательством на их нравственно-духовное развитие. Преждевременное ознакомление с сексом влечет за собой порой неадекватное поведение подростков. В целом необходимо все же признать негативное влияние порнографии на развитие общества, поскольку оно нарушает его моральные ценности. Данные ценности уже сложились: сексуальные отношения между женщиной и мужчиной не подлежат какому-либо публичному обсуждению. Особенно это касается мусульманских религиозных отношений, где высока ценность семьи, её сохранность и постоянство.

Однако происходящие изменения, связанные с процессом глобализации, влекут за собой изменения и в этой сфере. Общепринятые нормы морали и нравственности подвергаются определенным изменениям. В открытой продаже находится литература эротического содержания. В этой связи стали появляться суждения по поводу того, что право не может и не должно регулировать эту сферу человеческих отношений, и только нормы морали должны стать таким регулятором. Однако при этом общество, безусловно, должно стать высокоморальным. В настоящий момент данная задача в обществе решена быть не может, поскольку наблюдается процесс нерегулируемого изготовления и нерегулируемого потребления и распространения порнографической продукции, особенно среди детей. Растут случаи сексуального насилия над детьми, а также использование их в коммерческих целях. Поэтому еще рано говорить о процессах легализации в обществе порнографии, даже при определенных видах урегулированности. Не следует забывать и того, что складывающееся социально-нормативное содержание отношений в казахстанском обществе и социум в целом все же негативно оценивает такой процесс.

Важная роль принадлежит Конвенции ООН о киберпреступности, которая начинает обретать силу. Даннаяконвенция направлена на борьбу с таким новым явлением, набирающим обороты, каккиберпреступность, и она может стать основой для разработки национального законодательства.

Органы внутренних дел должны иметь специалистов, которые могли бы противостоять таким глобальным процессам. Зарубежный опыт также только формируется. Так, США образовали специальное подразделение по борьбе с компьютерными преступлениями в каждом отделе ФБР. В Великобритании образовано национальное подразделение по проведению работ по координации соответствующих усилий по борьбе с электронными преступлениями.

Особая роль в предупреждении рассматриваемого деяния принадлежит провайдерам. В этой связи должны быть созданы механизмы по их сотрудничеству с правоохранительными органами.

 

Выводы

1. Определена необходимость разработки Комплексной целевой программы по духовно-нравственному развитию населения Казахстана.

2. Обоснована необходимость признать домашний труд женщин и разработать механизмы его оплаты из бюджета страны,что помогло бы реализовать конвенционный принцип равенства возможностей между мужчиной и женщиной.

3. Предусмотреть меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц, чьи помещения используются для совершения преступления.

4. Преступления против общественной нравственности характеризуются высокой латентностью.

5. Организация или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество (ст.271 УК РК) составляют значительную долю в общей структуре преступлений против общественной нравственности.

6. На основе анализа уголовных дел по ст.271 УК РК составлен среднестатистический портрет личности преступника: женщина от 35 до 45 лет, со средним общим образованием, имеющая работу, характеризующаяся такими чертами, как аморальность, цинизм, расчетливость, склонность ко лжи, безразличие к судьбам других людей.

7. Условноможно выделить следующие группы причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере общественной нравственности: экономические, социально-психологические, культурно-нравственные, правовые и политические.

8. Культивировать нравственные обычаи и традиции казахского народа с целью формирования духовного здоровья нации.

9. Рекомендуется разработать соответствующие программы нравственно-этического воспитания личности как в семье, так и в обществе в целом. Механизмом такого решения должно стать формирование воспитательного потенциала образовательных учреждений (школы, вузы), детских заведений (сады), социума (семья, общественные институты, СМИ).

10. Государство должно разработать комплекс мер по ликвидации условий, связанных с коммерческой сексуальной эксплуатацией детей.

11. Установить административную ответственность за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних.

12. Разработать соответствующие мероприятия по предупреждению случаев распространения информации о детской порнографии.

13. Разработать возрастные критерии показа любых передач для несовершеннолетних с учетом времени их демонстрации.

14. Важная роль принадлежит провайдерам интернет-ресурсов. В этой связи должны быть созданы механизмы сотрудничества с правоохранительными органами с целью предупреждения преступлений в сфере нравственности с использованием IT- технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая общественную нравственность как сложившуюся в обществе и исторически изменяющуюся систему норм и правил поведения, складывающихся на основе традиций и обычаев, а также представлений о справедливости, совести и достоинстве, следует отметить, что наиболее значимая их часть, представляющая опасность для общества, подлежит правовому регулированию.

Актуализация проблемы в большей степени связана с изменением понимания нравственности как объекта преступного посягательства. Данный вопрос должен быть предложен и исследуем в более широком формате. Речь идет о ценностных ориентирах человека в казахстанском обществе, его нравственно-духовном здоровье, которое следует рассматривать в контексте права человека на это здоровье. Переосмысление этого вопроса позволит усилить борьбу с преступным посягательством не только на нравственность как таковую, но и на борьбу с посягательством на здоровье человека в целом, где его духовная составляющая имеет большое значение.

Проводимая масштабная реформа уголовного законодательства страны, к сожалению, мало затронула преступления против нравственности.Значительные изменения в конкретных составах преступлений против нравственности были проведены в санкциях статей. Не были предметом обсуждения и нормы международного уголовного права, на основании которых могли бы быть сформулированы новые составы преступлений, имеющие большую актуальность в связи с дальнейшим развитием человеческого сообщества. Духовно-нравственный компонент, составляющий важную часть здоровья человека, пока не стал доминантой в человеческом сознании и человеческой жизни. К сожалению, не выработаны и критерии его оценки. Поэтому все, что агрессивно нравственному здоровью человека и может нанести ему существенный вред, должно подлежать обязательной криминализации.

В новом Уголовном кодексе Казахской Республики в группе уголовных правонарушений против нравственности были внесены лишь незначительные изменения, касающиеся уточнения основных признаков состава преступления или их квалифицирующих признаков. Реформа коснулась, как уже было сказано выше, санкций, которые позволили провести разграничение между преступлениями и уголовными проступками.

Рассматриваемую группу уголовных правонарушений в сфере нравственности можно разделить, согласно новому УК РК, на преступления и уголовные проступки. Анализ новых статей уголовных правонарушений показал, что к уголовному проступку относится лишь ст.316 УК РК, где предусмотрена ответственность за жестокое обращение с животными. Остальные уголовные правонарушения отнесены к категории преступлений.

Как было изложено выше, нами была предпринята попытка изучить преступления против нравственности с совершенно новых позиций и взглядов через призму духовно-нравственного здоровья человека, что позволило, в свою очередь, сформулировать новый концептуальный подход к данной проблематике. Анализ международного законодательства, а также целого ряда конвенционных норм,позволил нам также сформулировать ряд новых выводов и предложений по совершенствованию уголовного законодательства страны.

На основании вышеизложенногоприходим к следующим выводам.

1. Мораль и нравственность категории не тождественные. Нравственность как категория общечеловеческая всегда имеет внутри- личностную основу. Мораль же выступает как свод предписаний для общества.

2.Духовно-нравственное развитие человека обеспечивает его психическое здоровье и должно рассматриваться в контексте объекта посягательства в уголовном законодательстве в группе преступлений против нравственности.

3. Нравственность –это совокупность общечеловеческих ценностей, приобретаемых в ходе развития человеком и направленных на реализацию собственных потребностей. Общественная нравственность представляет собой социальную ценность, которая подлежит правовой охране, в том числе нормами уголовного права.

4. Преступления против общественной нравственности – это общественно опасные, противоправные, умышленные нарушения правовых и неюридических правил поведения в области социального общения людей, которые причиняют вред или создают угрозу причинения вреда сложившимся этическим отношениям в обществе, а также личности, физическому и духовному здоровью человека, нравственному развитию граждан и культурному наследию страны.

5. Нравственность формируется обществом и находит отражение в обычаях и традициях народов. Каждому историческому периоду соответствуют свои нормы нравственности. Современный период перехода к новым рыночным отношениям диктует необходимость формирования новых подходов к понятию нравственности.

6. Система преступлений против нравственности находится в постоянном развитии и изменении. Нравственность в широком смысле слова выступает мерилом всех общественно-опасных деяний, предусмотренных уголовным законодательством. Нравственность должна стать методом оценки эффективности функционирования той или иной нормы закона. А с точки зрения законотворческой работы она (нравственность) должна стать мерилом соответствия новой нормы общественным потребностям. Нравственность в узком смысле слова выступает объектом уголовно-правовой охраны отдельной группы преступлений.

7. С учетом объекта посягательства, а также вреда, который наносится здоровью (физическому и психическому) человека, полагали бы возможным перенести группу преступлений против нравственности и поместить её сразу за главой 1 Особенной части УК РК.

8. Необходимо разделить ст.275 УК РК на два самостоятельных состава: надругательство над телами умерших и надругательство над местом захоронения умерших.

9. Статьи 131 УК РК «Вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность», 132 УК РК «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий», а также 132-1 «Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией» имеют один объект преступного посягательства – духовно-нравственное здоровье несовершеннолетнего и его нормальное развитие. В этой связи необходимо объединить их в группу преступлений против нравственности и расположить в одной группе.

10. Родовым объектом группы преступлений против нравственности следует считать духовно-нравственное здоровье человека как разновидность социального здоровья человека.

11. Предложена новая четырехзвенная система классификации преступлений против нравственности с учетом объекта преступного посягательства:

преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье человека в сфере формирования половых взаимоотношений;

преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье и развитие человека в сфере формирования ценностно-нормативного поведения;

преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье и развитие человека в сфере сохранения духовного наследия прошлого;

преступления, посягающие на духовно-нравственное здоровье и развитие человека в сфере гуманного отношения к животному миру.

12. Предусмотреть уголовную ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, разместив её в главе «Преступления против собственности».

13. Проституция – это деятельность женщин или мужчин (добровольная либо принудительная) по предоставлению сексуальных услуг и состоящая в удовлетворении половых потребностей лица за определенное вознаграждение.

14. Детская проституция – это принудительное или обманное использование детей женского и мужского пола для совершения сексуального характера с оплатой либо обещанием оплаты как самому ребенку либо представляющему его лицу.

15. Предложено установить ответственность лиц, использующих услуги детской проституции. Данная норма будет направлена на пресечение действий лиц, пользующихся детьми для сексуальных отношений, например, в секс-туризме. Предлагается следующая редакция статьи:

«Статья. Использование услуг детской проституции

Использование услуг детской проституции в целях удовлетворения своих половых потребностей,–

наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

16. Предлагается новая формулировка диспозиции ч. 1 ст. 270 УК РК:

«СтатьяПринуждение или вовлечение в проституцию

1. Принуждение к занятию проституцией либо его продолжению путем применения насилия или угрозы его применения,–

наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячныхрасчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

2. Вовлечение в занятие проституцией, т.е. склонение лица к занятию проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией путем использования зависимого положения, или его критического положения (обсудить), шантажа, уничтожения, повреждения или изъятия имущества либо угрозы совершения подобных действий, либо путем обмана,–

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества».

17. Предусмотреть следующий квалифицирующий признак в составе принуждения и вовлечения в занятие проституцией:совершение указанных действий с перемещением потерпевшего(ей) через государственную границу.

18. Предусмотреть квалифицирующий признак, сформулировав его следующим образом: «то же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть потерпевшего».

19. Под сутенерством предлагается понимать умышленные действия, направленные на использование лица, занимающегося проституцией, а также совершение иных действий по оказанию посреднических сексуальных услуг.

20. Установить режим полного запрета порнографии,для чего из ст.273 УК РК изъять слово «незаконное».

21. Принять Закон «О порядке оборота продукции эротического характера».

22. Сформулировано понятие порнографии как грубое натуралистическое изображение крайней непристойности и циничности сексуальных отношений, направленное на формирование нездорового интереса к половому влечению человека, не имеющее культурной, научной и художественной ценности.

23. С учетом вышесказанного исследуемую норму предлагается изложить следующим образом:

«Статья. Распространение порнографических материалов или предметов.

1. Изготовление, хранение порнографических материалов или предметов с целью их продажи или распространения либо публичное их выставление (демонстрация), а равно рекламирование порнографических материалов или предметов,–

наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой.

2. Ввоз лично или через другое лицо в целях продажи или распространения порнографических материалов или предметов, а равно торговля ими, либо сдача в прокат,–

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества».

24. Предлагается закрепить в УК КР понятие «детская порнография». Под последним предлагается пониматьизображение несовершеннолетнего в реальных сексуальных действиях либо виртуально смоделированные половые отношения как с их использованием, так и между ними, либо любое иное изображение половых органов несовершеннолетнего в целях формирования нездорового сексуального влечения к детям.

25. С учетом международного и национального опыта сформулирована новая диспозиция ч.1 ст.271-1 УК РК:«Изготовление, хранение, перемещение через государственную границу материалов или предметов порнографического характера в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, либо их предложение, а также приобретение порнографии с изображением несовершеннолетнего для себя или другого лица... наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества».

26. Предлагается установить уголовную ответственность за киберпорнографию несовершеннолетних и изложить норму в следующей редакции:

«Статья. Киберпорнография несовершеннолетних

1. Производство порнографической продукции с изображением несовершеннолетних с целью распространения её через сеть Интернет либо предложение или предоставление в пользование такой продукции через компьютерную систему, либо распространение или передача этой продукции через компьютерную систему, приобретение через компьютерную систему порнографической продукции с изображением несовершеннолетнего, либо владение такой продукцией, находящейся в компьютерной системе или на носителях компьютерных данных,–

наказывается штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов, либо арестом на срок до сорока пяти суток.

2. Умышленное предложение несовершеннолетнему о встрече совершенное путем использования информационно-коммуникационных технологий с целью сексуального использования или сексуального злоупотребления, если за таким предложением последовали практические действия по реализации такой встречи,–

наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок».

27. С учетом мировых практик предлагается выделить ч.2 ст. 273-1 УК РК и закрепить ответственность лиц в самостоятельном составе преступления в следующей редакции:

«Статья. Вовлечение несовершеннолетнего в порнографические представления

1. Вовлечение несовершеннолетнего в порнографическое представление или склонение его к участию в таких представлениях либо принуждение несовершеннолетнего к участию в порнографических представлениях, либо эксплуатация его в этих целях, либо посещение порнографических представлений с участием несовершеннолетних,–

наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой».

С целью реализации принципа юридической определенности и приведения ст.124 УК РК к международным стандартам её следует изложить в следующей редакции:

«Статья. Совращение несовершеннолетних

Умышленное склонение несовершеннолетнего к наблюдению сексуального насилия или деятельности сексуального характера в сексуальных целях, без участи в них,–

наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой».

В целях защиты духовно-нравственного развития несовершеннолетнего, принять отдельный закон, направленный на защиту детей от информации, причиняющей вред их духовно-нравственному развитию.

28. Изложить диспозицию ст. 274 УК РК в следующей редакции: «Незаконное изготовление, ввоз, перевозка в целях сбыта, распространение, рекламирование, демонстрация, а равно незаконная торговля продукции средств массовой информации либо иной продукции, не относящейся к средствам массовой информации, направленные на пропаганду или агитацию культа жестокости и насилия,наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой».

29. Исключить из ч.1 ст.344 Кодекса об административной ответственности признаки, связанные с деянием в отношении продукции средств массовой информации, направленной на пропаганду насилия и жестокости, а также полностью исключить ч.4 данной статьи как не имеющую профилактического значения.

30. Предусмотреть в качестве предмета посягательства в составе ст.275 УК РК урну с прахом умершего.

31. Принять Закон РК «О погребении и похоронном деле».

32. С целью исключения различных толкований необходимо дополнить диспозицию ст.275 УК РК следующими признаками: «а также изъятие предметов, находящихся на теле умершего либо на могиле, либо в местах захоронения».

33. Установить самостоятельную уголовную ответственность за причинение повреждений останкам человека и надругательство над телами умерших в ходе или после вооруженного конфликта либо насилия внутри государства. Данные деяния должны рассматриваться как военные преступления. В этой связи необходимо выделить главу «Военные преступления» и предусмотреть в ней общественно опасные деяния, вытекающие из Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним.

34. Изложить ст.275-1 в следующейредакции:

«Статья. Незаконное изъятие органов и тканей труппа человека

1. Незаконное изъятие органов или тканей трупа человека для трансплантации либо иного использования, –

наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Незаконная купля-продажа, а равно совершение иных сделок в отношении изъятых у трупа органов или тканей в целях трансплантации или иных целей,–

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без таковых».

35. Заменить принцип презумпции согласия при изъятии органа или тканей умершего на принцип презумпции несогласия.

36. Предусмотреть в Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.09.2009 г. норму,закрепляющую права посмертных доноров.

37. Включить в качестве предмета посягательства в составе ст.276 УК РК птиц и пресмыкающихся.

 

 

 

 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: