•Подбирать точные по смыслу слова.
Взрослый читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель перед сном.
Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.
Забодал меня котел, На него я очень зол.
Скажи по другому
• Подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.
Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, слова печальный, грустный—это слова, близкие по значению, слова-друзья»:
— Послушайте, какие я назову предложения.
— Дождь идет (льет).
— Мальчик идет (шагает).
Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет—как можно сказать по-другому? (Наступает.)
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
чистый воздух (свежий воздух); чистая вода (прозрачная вода); чистая посуда (вымытая посуда);
самолет сел (приземлился}, солнце село (зашло);
река бежит (течет, струится); мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом: очень большой — громадный, огромный;
очень маленький — малюсенький и т.д..
Нарисуем картину словами
•Развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме (весне, лете, осени), а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».
Под голубыми небесами Пришла, рассыпалась клоками,
Великолепными коврами, Повисла на суках дубов;
Блестя на солнце, снег лежит.. Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.,
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя...
Придумай сказку
•Самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.
I вариант
Взрослый выразительно рассказывает стихотворение Т. Белозерова «Подснежники»:
Плакала Снегурочка, Там, где шла и плакала,
зиму провожая, трогая березы,
Шла за ней печальная, Выросли подснежники —
всем в лесу чужая. Снегурочкины слезы.
Обращается к детям: «Вот такие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. Если бы вы рисовали иллюстрацию к этому стихотворению, то что бы вы нарисовали? Попробуйте сами придумать сказку о подснежниках, такую же ласковую, как это стихотворение».
II вариант
Взрослый говорит: «Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинкам какую-то мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. Давайте придумаем сказку «Танцующие снежинки». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная. Если захотите, можете потом нарисовать свою сказку».
III вариант
Взрослый предлагает: «Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу. А раз в сказке все может быть и, значит, деревья могут говорить и мечтать, то давайте расскажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают всю зиму и как снег укутывает их потеплее от стужи и морозов».
Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно предложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.
Загадка
•Выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения.
У каждого игрока на столе картинка, перевернутая изображением вниз.
Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.
Отгадай сказку
•Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.
Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.
На что похоже?
• Подбирать сравнения для наиболее точного описания предмета.
Взрослый договаривается с детьми, что они будут загадывать загадки, используя для описания задуманного предмета или живого существа только сравнения (предмет сравнивается по внешнему виду, действиям и т. п. со сходными и известными всем предметами). Считалкой выбирается отгадчик, который выходит из комнаты и не возвращается, пока дети не договорятся о слове. Отгадчик должен отгадать, какое слово дети задумали.
Придумай предложение
(К занятию по заучиванию стихотворения А. С. Пушкина
«Уж небо осенью дышало...»)
Детям читают фрагмент из романа «Евгений Онегин». Говорят: «Сегодня вы познакомились с красивым и печальным стихотворением об осени. Придумайте сами грустное предложение об осени. Скажите его с грустной интонацией. А теперь придумайте грустный рассказ об осени. Нарисуйте грустную картинку про осень».
— Но ведь осень не только печальное время года. Люди осенью радуются красивому убранству леса, сада, хорошему урожаю. Придумайте веселое предложение об осени. Скажите его так, чтобы чувствовалось ваше радостное настроение.
Знакомство с фразеологизмами.
Объясни, покажи
Взрослый называет фразеологизмы (одна нога здесь, другая там; сгореть со стыда; ворон считать; морочить голову и др.).
Задает вопросы типа: что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать? Предлагает подобрать картинку, которая подходит к тому или иному выражению. (Картинки, отражающие переносное и буквальное значение фразеологизмов, подбираются заранее.)
Скажи по другому
Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребенок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например:
- Что значит «растет не по дням, а по часам»? Как сказать по-
другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.
Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; надуть губы.
Почему так говорят
Взрослый обращается к детям:
— Давайте вдумаемся, почему так говорят. Например, о неожиданном говорят «как гром среди ясного неба». Если человек видит, что будет дождь, гроза, какую он ждет погоду? (Дождливую.) А когда ясное небо, то какую погоду ждут? (Ясную, солнечную.) Если же случается что-то неожиданное, чего совсем не ждут, то так и говорят: как гром среди ясного неба.
— Попробуйте объяснить, почему так говорят: дрожит как осиновый лист. Не кленовый, не березовый, а осиновый. Вспомните, когда так говорят.
Ошибка
• Знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки.
Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу веселых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы:
— «Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать?
— «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно?
— «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать?
— «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Все ли здесь правильно? Как нужно сказать?
Балда
Первый игрок называет букву, следующий добавляет букву спереди или сзади названной буквы и т.д. Проигрывает тот, кто назовет целое слово. Буквы нужно подставлять не абы как, добавляя очередную букву, вы должны иметь в виду какое-то определенное слово, в котором встречается названная Вами комбинация букв. Если тот, кто должен назвать очередную букву, не может придумать ни одного слова с комбинацией букв, которая сложилась перед его ходом, он должен сдаться. В этом случае игрок, который назвал последнюю букву, должен сказать, какое слово он имел в виду, если слово он назвать не может, то проигрывает сам, если назвал – проигрывает тот, кто сдался. Тот, кто проигрывает первый раз получает букву Б, второй раз – А и т.д., пока не получится слово Балда. Тот, кто первым станет Балдой, проигрывает окончательно.