ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА
ИОГАНА СЕБАСТЬЯНА БАХА.
Величайший немецкий композитор. В его музыке отразилось все многообразие жизни, богатство и глубина человеческих мыслей и чувств.
Вся жизнь Баха была связана с Германией, как никто другой он испытал противоречие эпохи: немецкую косность, церковный произвол, гнет национального унижения.
Бах является философом – просветителем в музыке, раскрывает богатую, сложную духовную жизнь своей эпохи.
Бах прочно связан с музыкальными традициями Германии, что особенно важно, с немецкой национальной музыкой. Глубоко изучил достижения различных национальных школ.
На все музыкальные явления наложил отпечаток своей индивидуальности. Создал свой неповторимый стиль.
Во времена Баха религия играла большую роль в жизни. И в творчестве Баха она занимает существенное место. Это сказывается в выборе жанров, тем, характере музыки. Для него Христос – олицетворение лучших духовных качеств человека. И в этом понимании он близок к народу.
|
|
У Баха нет резкой грани между духовной и светской музыкой. Общими являются характер музыки, образы, средства воплощения, приемы развития.
Связь со старым проявляется в музыкальном стиле. Он более полифонист, чем его современники, но в тоже время, более смело развивал гармонический язык.
Творчество поражает многогранностью. Он и блестящий вдохновенный импровизатор, и ученый рационалист. Он и философ, и шутник.
В его творчестве ясно намечены две образные сферы:
1) Философская (размышление о назначении человека). Отражена в духовных сочинениях.
2) Жанрово-бытовая (опоэтизированный быт, пронизан юмором и лиризмом). Светские жанры.
Бах глубоко изучил творчество народа, и это определило необычайное мелодическое богатство. Серов «…нет в мире мелодиста выше Баха».
По природе дарования Бах – лирик.
Стиль – лирико-философский. Музыка о людях и для людей.
Идеал – мир светлый и разумный.
Герой – это человек скромный, простой, труженик, человек-мыслитель.
Нельзя понять творчество Баха, не ощутив неразрывное единство в музыке разума и сердца.
КЛАССИЦИЗМ.
Направление, господствующее с XVII – XIX век.
Являясь антитезой барокко, имеет три характерные черты:
- Гражданственность
- важность общественного перед личным
- культ разума над чувством.
«Классический» - значит образцовый. В эту эпоху складываются нормативы форм:
сонатное allegro, вариации, сонатно-симфонический цикл.
Поскольку стиль направлен на широкие массы, преобладают демократические жанры: опера, симфония.
ТЕМАТИЗМ.
|
|
Музыкальный язык классицизма общеевропейский. Национальная специфика не интересует.
Идеал – гармония человеческой души, единение с природой. Мир светлый, гармоничный.
Складываются 5 основных тем:
1) Комедийная – опора на жанрово-бытовые истоки. Характерен: оживленный темп, моторика, мелкая фразировка.
2) Лирическая – мир простых чувств, рационально объясненных. Характерно: томные вздохи, медленный темп, обилие украшений и пауз.
3) Героическая – опора на музыку Французской Буржуазной Революции, марши, песни.
4) Героико-трагическая – воплощение гражданственности. Борьба героя с преградами для блага человечества. Его гибель, но вечная память в сердцах людей.
5) Тема скорби – единичные примеры. Эта тема не отвечала идеалам классицизма.
Господствует гомофонно-гармонический склад. «Мелодия царствует, но неуправляет». Складывается мажор и минор, гармонические функции (T, S, D). Гармония управляет формой.
Складывается классический оркестр (камерный). Парный состав (по два инструмента).
Организован в четкие группы:
1) Струнная группа: I скрипки
II скрипки
альты
виолончель
контрабас.
2) Деревянно-духовая: флейта
гобой
кларнет
фагот
3 ) Медно-духовая: труба
валторна.
4) Ударная: литавры (тарелки, большой барабан).
Представители классицизма: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Ван Бетховен, Д.С. Бортнянский, М.И. Глинка.