Творчество Бетховена одно из самых значительных явлений мировой культуры. По демократизму, идейной силе, смелости новаторства оно не имеет себе равных в музыкальном искусстве западной Европы.
Идейное формирование пропитано идеалом Французской Буржуазной Революции. Равенство всех людей, стремление к справедливости, свободе личности, ненависть к деспотизму, унижению сделались основой мировоззрения Бетховена, он остался верен им на протяжении всего творчества.
Можно крупно выделить три темы творчества:
1) Борьба и победа, радость и скорбь гигантских народных масс. Его интересуют судьбы всего человечества. Тема остро ставит вопрос о герое.
Герой – неотделим от народа. В служении человечеству, в завоевании для него свободы герой видит цель своей жизни.
Героическая тема проходит через все творчество: «Эгмонт», увертюра «Кориолан», «Леонора №3», III, V, IX симфонии, 1,5,8,23 сонаты.
2) Лирическая. Раскрывается многогранная внутренняя жизнь человека. Психология нового человека свободного от феодальных догм. Встречаются: вдохновенная философия, глубокая лирика, народный юмор. Герой не только борец, но и мыслитель.
|
|
Медленные части сонат и симфоний.
3) Пасторальная. Тема природы, окружающей героя.
IV, VI симфонии, 21 соната «Аврора».
В творчестве несколько этапов развития:
Ранний период – поиск своего стиля.
Центральный – многие произведения с героико-драматической темой.
Поздний – яркое проявление романтических тенденций.
Меняется музыкальный язык: исчезает изысканная учтивость, плавность ритмики.
Темы: простые, лаконичные, динамичные, резкие, с неожиданными sF, >, ритмы активные, часто встречается пунктир, опора на маршевость, танцевальность. Часто с внутренним конфликтом. Звучание становится насыщенным, плотным.
Оркестр: вводит новые инструменты, усиливает медь и нижние струнные.
Гармония: более диссонансная, с обилием септаккордов и нонаккордов.
Вносит изменения в сонатно-симфонический цикл.
В своем творчестве Бетховен обобщил достижения предшественников с музыкой времен Французской Буржуазной Революции.
В его стиле проявляются такие тенденции классицизма как: ясность, роль разума, совершенство формы. Но и проявляются тенденции романтизма: изменение гармонии, сонатного цикла, тематики произведений.
Бетховен - последний композитор 19 века, для которого сонатность – самая естественная форма мышления - выражение гармонического мироощущения.
РОМАНТИЗМ.
Смена художественного направления была следствием громадных социальных перемен, происшедших на рубеже веков.
|
|
Передовая общественность была глубоко разочарована в результатах революции. Принцип: «свобода, равенство, братство» остался утопической мечтой.
Обманутые в лучших надеждах, неспособные примириться с действительностью, художники выражали свой протест к новому порядку.
Обличение буржуазного строя, ограниченного косностью мещанства, составляет основу идей романтизма.
Романтизм обогатил искусство многими новыми темами. Пристальным интересом к внутреннему миру простого человека. Лирика, психологичность образов – одно из выдающихся достижений 19 века.
Романтики воспринимали мир и человека подчеркнуто субъективно.
ТЕМАТИЗМ.
1) В музыке господствующее значение приобретает тема «лирической исповеди», в особенности любовная лирика, которая с наибольшей полнотой раскрывает внутренний мир героя.
2) Трагический конфликт между героем и действительностью. Мотив одиночества, тоски о недосягаемом прекрасном идеале.
3) Тесно соприкасается с этими темами тема природы, которая раскрывается очень вдохновенно и тонко. Картины природы не просто зарисовки, они всегда темно связаны с настроением героя.
4) По-новому звучит героическая тема. Она трактуется не универсально (как у Бетховена), а подчеркнуто национально.
5) Фантастика и вымысел. Воображаемый мир возвышает художника над действительностью.
Новые темы вызывают новые жанры и формы.
Ведущим жанром становится – песня, романс. Наряду с песней расцветает камерная миниатюра, которая вырастает из домашнего музицирования. На основе миниатюр возникают крупные жанры – циклы.
Происходит расцвет танцевальной миниатюры: вальсы, мазурки, полонезы. Появляются новые самостоятельные жанры: баллада, рапсодия, экспромт, музыкальный момент.
Многие классические формы трактуются свободно (соната, вариации, симфония).
Новые образы привели к изменению и расширению выразительных средств.
Роль гармонии, тембра, фактуры становится равноценной по сравнению с мелодией.
Используются красочные измененные гармонии, сопоставление тональностей, яркие тембровые сочетания.
Общей тенденцией романтизма становится повышенный интерес к отечественной культуре. Если раньше мелодия и гармония были общеевропейского плана, то в эпоху романтизма проявляется многонациональный колорит. Композиторы опираются на фольклор своего народа. Возникают крупные национальные музыкальные школы: польская, венгерская, чешская, русская и т.д.