В настоящее время недостаточность развития двигательного анализатора в детском возрасте становится все более обычным явлением. Количество детей с дизартрией, как отмечают ведущие исследователи, значительно возросло (Е.М. Винарская (2005), Л.В.Лопатина (2003), Е.М. Мастюкова (1987) и др.).
Развитие двигательных функций— сложный процесс, определяемый успешностью реализации генетической программы в конкретных условиях окружающей среды.
В настоящее время нейропсихологическими исследованиями М.М.Кольцовой (1979) и других ученых доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования
двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.
Определенные звенья сложной функциональной системы регулируют каждое движение человека. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности внутри каждой функциональной системы лежит в основе патогенетически общих расстройств речи и руки, которые возникают вследствие нарушения целостности и морфологической зрелости мозговых структур. Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи ребенка, ускоряя процесс функционального созревания мозга, следовательно, является мощным
|
|
тонизирующим фактором для коры больших полушарий.
При всех видах дизартрии, несмотря на неоднородность детей с точки зрения двигательных, речевых и психических функций, у них отмечаются мимические, артикуляционные нарушения в сочетании с нарушением общей и мелкой моторики. В силу этого проблема недоразвития двигательных функций остается одной из важнейших проблем специальной педагогики.
В экспериментальном исследовании по выявлению особенностей артикуляционной и тонкой моторики принимали участие 28 детей. Экспериментальную группу составили 14 детей старшего дошкольного возраста с клиническим диагнозом дизартрия из отделения патологии речи и других высших нервных функций ГУ «Детская областная больница», контрольную — 14 детей без речевой патологии.
В исследовании были использованы пробы А.Р. Лурия, ЭГ. Симерницкой и
А.В. Семенович.
Двигательные функции оценивались на основе изучения кинестетического и кинетического (динамического) праксиса.
1. Кинестетический праксис.
1. Праксис поз (по зрительному образцу и по словесной инструкции). Ребенку последовательно демонстрировался ряд мануальных поз:
|
|
1.1. 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
1.2. Указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
1.3. 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У;
1.4. 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
1.5. 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
1.6. 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть («зайчик»);
1.7. 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрямлены.
2. Оральный праксис (по подражанию перед зеркалом и по словесной инструкции, без зрительного контроля).
2.1. Исследование объема и качества движений мышц губ: вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу; растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу; поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы); опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы); одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губу.
2.2. Исследование объема и качества движений мышц щек: надуть левую/правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втягивание щек.
2.3. Исследование объема и качества движений мышц языка: показать и удержать на три счета язык вперед «жалом»; широкий язык «лопаточкой», показать язык,
поднять его на верхнюю губу («достать кончик носа»); положить язык на нижнюю губу, опустить вниз к подбородку; упор кончика языка в нижние зубы
с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).