Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И:
Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.
Приёмы:
• воспроизведение ритма в движениях и играх;
• ходьба и маршировка под музыку;
• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;
• ритмические упражнения для рук и ног;
• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
• развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;
• знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков;
• развитие речевых вокализаций;
• знакомство со схемой ритма;
• соотнесение ритма со схематическим изображением;
• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:
• ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.
Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)
Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал
Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия
Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывается сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить также - ААААААА. записывая произнесение на магнитофон.
Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается синкопированная (с пропуском через одну) Логопед, нажимая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон.
Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования усложняется.
Развитие импрессивной и экспресснвной речи
Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на звукоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных,
слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,
работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи
Приемы
• узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),
• показ предметов по их признакам
• показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям
• выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами
• выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний
• побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного
• различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием
• различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов их обозначающих
• выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами
• побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов
• автоматизация в диалогической речи слов «хочу, буду»
• автоматизация отдельных штампов kommуникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди)
• узнавание предмета по словесному описанию
• выработка обобщенных понятий
• смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты
• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений
Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое внимание
Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a» 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием
Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлескивных восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений.
Фрагмент 1. На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец претварительно демонстрирует логопед)
Цель, закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия
Фрагмент 1 За ширмой знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишка, и т.д.
Ребенок по произнесенному звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.
Фрагмент 2 Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу. Ребенку предлагается ощупав игрушку, не разворачивая ее, догадаться кто (что) там и произнести соответствующее звукоподражание.