Развитие чувства ритма

Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на ос­нове скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительно­го), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предло­жения как лексической единицы, характеризую­щейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характе­ристиками гласных звуков А, О. У, И:

 

Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Приёмы:

• воспроизведение ритма в движениях и играх;

• ходьба и маршировка под музыку;

• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

• ритмические упражнения для рук и ног;

• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

• развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

• знакомство с силой голоса и различной ин­тенсивностью неречевых и речевых звуков;

• развитие речевых вокализаций;

• знакомство со схемой ритма;

• соотнесение ритма со схематическим изображением;

• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:

• ритмическое чередование объектов с опо­рой на зрительное восприятие.

 

Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.

Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоордини­рованной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)

Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскиды­вать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фона­рик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия

Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывает­ся сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить так­же - ААААААА. записывая произнесение на магнитофон.

 

Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается синкопиро­ванная (с пропуском через одну) Логопед, нажи­мая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребё­нок повторяет ритмический рисунок, его произ­ношение записывается на магнитофон.

Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослу­шать магнитофонную запись и подобрать к оз­вученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования усложняется.

Развитие импрессивной и экспресснвной речи

Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных комму­никативных навыков и лексики на звукоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных,

слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,

работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи

Приемы

• узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),

• показ предметов по их признакам

• показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям

• выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами

• выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний

• побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного

• различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием

• различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов их обозначающих

• выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами

• побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов

• автоматизация в диалогической речи слов «хочу, буду»

• автоматизация отдельных штампов kommуникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди)

• узнавание предмета по словесному описанию

• выработка обобщенных понятий

• смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты

• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений

 

Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое внимание

Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a» 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием

 

Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлескивных восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений.

Фрагмент 1. На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец претварительно демонстрирует логопед)

Цель, закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия

Фрагмент 1 За ширмой знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишка, и т.д.

Ребенок по произнесенному звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.

Фрагмент 2 Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу. Ребенку предлагается ощупав игрушку, не разворачивая ее, догадаться кто (что) там и произнести соответствующее звукоподражание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: