Классическая методология 3 страница



общую ритмическую функцию миропорядка. Таким образом", по теории "Канона перемен", не только процессы, происходящие в человеческом организме, но и весь ход мировых событий представляют собой чередование ситуаций, происходящих от взаимодействия и борьбы сил света (ян) и тьмы (инь), напряжения и податливости, и каждая из таких ситуаций символически выражается одним из этих 64 знаков (см. рис.4). Они рассматриваются как символы действительности. Фигуры (гуа), согласно существующей традиции "Канона перемен", принято писать "снизу вверх, и в соответствии с этим счет черт в гексаграмме начинается снизу. Таким образом, первой чертой гексаграммы считается нижняя, которая называется "начальной" (чу); вторая черта — это вторая снизу; третья — третья снизу и т.д. Верхняя черта называется не шестой, а именно "верхней" (шан). Черты символизируют этапы развития той или иной ситуации, выраженной в гексаграмме. Места же от нижнего "начального" до шестого "верхнего", которые занимают черты, носят название "позиции" (вэй). Нечетные позиции (начальная, третья и пятая) считаются позициями света (ян), четные (вторая, четвертая и верхняя) — позициями тьмы (инь). Естественно, только в половине случаев световая черта оказывается на световой позиции, а теневая — на теневой. Эти случаи называются "умеренностью" черт, в них силы света и тьмы "обретают свое место". Вообще это рассматривается как благоприятное расположение сил, но не всегда счи-


тается наилучшим. Таким образом, мы получаем следующую схему (см. табл.2). Исходя из этого получается, что гексаграмма с полной "умеренностью"

черт — это 63-я Цзи цзи (Уже конец),

а гексаграмма с полной "неумеренностью" черт 64-я Вэй цзи (Еще не конец).

В теории "Канона перемен" рассматривается процесс возникновения, бытия и исчезновения. Творческий импульс, погружаясь в среду меона — исполнения, действует прежде всего как возбуждение последнего. Дальше наступает его полное погружение в меон, которое приводит к созданию творимого, к его пребыванию. Но так как мир есть движение, борьба противоположностей, то постепенно творческий импульс отступает, происходит утончение созидающих сил, и дальше по инерции сохраняется некоторое время лишь сцепление их, которое приходит в конце концов к распаду всей сложившейся ситуации, к ее разрешению.

Каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм. Их взаимное отношение характеризует данную гексаграмму. При этом в теории "Канона перемен" принято считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему, к созидаемому, а верхняя — к внешнему миру, к отступающему, к разрушающемуся, то есть:

внешнее, отступающее, разрушающееся. внутреннее, наступающее, созидающееся.

Кроме того, гексаграмма иногда рассматривается как состоящая их трех пар черт. По теории "Канона перемен", в мире действуют три космические потенции — небо, человек, земля:

небо

человек

земля.

В верхней и нижней триграмме аналогичные позиции имеют ближайшее отношение друг к другу. Так, первая позиция стоит в отношении аналогии к четвертой, вторая — к пятой, третья — к шестой.

Далее считается, что свет тяготеет к тьме, так же как тьма к свету. Поэтому и в гексаграмме целые черты корреспондируют прерванными. Если соотносительные позиции (1 — 4, 2 — 5, 3 — 6) заняты различными чертами, то считается, что между ними "есть соответствие"; в случае же однородности черт на соотносительных позициях между ними "соответствия нет".

Особое внимание уделяется при анализе гексаграммы второй и пятой позициям. Каждая из них является (в нижней или верхней триграмме) центральной, т.е. такой, в которой самым совершенным и уравновешенным образом проявляются качества триграммы.



Кроме того, при анализе гексаграммы принято считать, что большее значение приобретают черты световые или теневые, если они в меньшинстве. Так,

например, в гексаграмме Тун жэнь (Родня)

единственная теневая черта (вторая) "управляет" остальными чертами и является для них центром тяготения"19, а в гексаграмме Цянь (Смирение)

таким центром является третья (световая) черта. Существуют и другие способы рассмотрения структуры гексаграмм, однако полное их перечисление для целей настоящего исследования излишне.

Основные нумерологические принципы организации триграмм

В основных нумерологических схемах, применяющихся в чжэнь-цзю-терапии, «гуа располагаются в линию, квадратом (символ земли), соотносясь по вертикали, горизонтали и диагонали, а также кругообразно (символ неба), соотносясь по окружности и через центр (отношения цзун и цо); делятся на "мужские" и "женские"; образуют пары по двум главным принципам: "обратности" (фань), т.е. перевернутости членов пары относительно друг друга на 180º (например, и ), и "супротивности"

(дуй), т.е. противоположности черт в одинаковых позициях (например, и ). Эти два

вида противопоставления в традиционной китайской методологии охватывают все контрарные и контрадикторные отношения, то есть и противоположность, и противоречие. Кроме того, они выражают два универсальных закона мироздания, синтезируемых в понятии "дао". Сам исходный смысл иероглифа "дао" ("путь") — двуедин: путь — это и статический объект, дорога, и динамический процесс, движение по дороге. Соответственно наиболее общие определения дао выделяют в нем и универсальную статическую структуру "супротивности" в виде бинарной оппозиции сил ян и инь и универсальный процесс "обращения вспять" в виде перехода от одного члена оппозиции к другому и наоборот. "Одно инь, одно ян — это называется дао..." ("Си цы чжуань", I,5). "Обозначая иероглифом, говорим: это — дао... О (нем) далекоидущем говорим: обратное (фань)" (Дао дэ цзин, § 25). "Дао есть то, благодаря чему происходит обращение (фань) к корню и возвращение к началу" ("У-цзы", гл.1).

В динамическом плане взаимопревращения гуа (путем трансформации черт в противоположные) отражают все фазы циклического развития космоса в основополагающей для "Чжоу и" теории кругообразных перемен (чжоу и). В статике целая и прерванная черты гексаграмм китайская традиция обозначает цифрами 9 и 6. Объяснение этого шифра, по мнению академика В.М.Алексеева, является "едва ли не основным" для понимания "Чжоу и". В динамике каждая из двух черт еще дифференцируется по двум состояниям — старости (лао) и молодости (шао). В результате образуются четыре элемента, выражаемые традиционно числовыми и графическими символами:




Используемые для описания трансформаций гексаграмм четыре "формирующих" числа 6,7,8,9, по всей видимости, производны от геометрической структуры триграмм. Последние традиционно изображаются в квадратной форме и в "Си цы чжуань" (1,11) прямо определены термином "фан" ("квадрат"). В таком квадрате должно быть три строки (по количеству черт триграммы) и три столбца (в силу трех-частности каждой черты, что явствует из сопоставления целой и прерванной черт, см. рис.5). В связи с этим выходит, что квадрат имеет девятиклеточную структуру 3 x 3 (что определяется термином "цзин" — "канон"). При вписывании в него всех восьми триграмм образуются четыре комбинации, разнящиеся числом заполненных и пустых клеток (см. табл.3). Цифры, выражающие количество заполненных клеток в этих комбинациях, оказываются именно 6,7,8,920.

Главные в данной четверке чисел (9 и 6) предстали индексами основных триграмм Цянь и Кунь. В силу полной однородности черт в этих триграммах их числовые символы 9 и 6 могли быть перенесены с целого на часть и присвоены чертам ян и инь как простейшим эквивалентам Цянь и Кунь.

Остальные шесть триграмм на табл.3 образовали две группы по три, представляемые цифрами 7 и 8. Следовательно, соотношение "старых" и "молодых" триграмм оказалось равным 1:3. Кроме того, объединенные на схеме цифрами 7 и 8 тройки триграмм объединены в "Шо гуа чжуань" (§ 10-11) как три "сына" ("мужчины") и три "дочери" ("женщины"). Старший, средний и младший "сыновья" (Чжэнь, Кань, Гэнь) соотнесены с "отцом" (Цянь), что вполне совпадает со связью 7-9; старшая, средняя и младшая "дочери" (Сюнь, Ли, Дуй) соотнесены с "матерью" (Кунь), что вполне совпадает со связью 8-6. Каждая из "сыновних" и "дочерних" триграмм скоординирована с одной из черт "отцовской" или "материнской" триграммы (старшая — с нижней, средняя — с цент-


ральной, младшая — с верхней) соответственно наличию той же черты в данной позиции, и в целом вся эта система образует линейную последовательность триграмм, приписываемую Вэнь-вану. Ее структура представляет собой нумерологическую интерпретацию наложения триграмм на канонический девятиклеточный квадрат (см. рис.6).

Связь триграмм с девятиклеточным квадратом прослеживается еще по одной линии. В стандартном двумерном расположении триграммы занимают восемь клеток такого квадрата (незаполненной в нем остается центральная клетка). Если в девятиклеточном квадрате с расположением триграмм, приписываемым Фу-си, вместо триграмм подставить их числовые эквиваленты, показанные на табл.3, то каждая из четырех пар диаметрально расположенных величин даст в сумме число 15 (см. рис.7), что равно константной сумме троек чисел в девятиклеточном квадрате Ло-шу — "Документе из [реки ] Ло" (см. рис.8). Если в этом же расположении вместо триграмм поставить дру-




гие, соотносимые с ними числа, образуемые суммами числовых значений их черт (целая — 9, прерванная — 6), то каждая из четырех пар диаметрально расположенных величин даст сумму 45 (см. рис.9), которая также коррелирует с Ло-шу, равняясь сумме всех его чисел»21. Эти принципы используются при расчетах в специальных методах чжэнь-цзю-терапии (СМ.ГЛ.III).

Схемы Хэ-ту и Ло-шу

Прежде чем перейти к обзору последовательностей расположения и порядков считывания гуа, рассмотрим в общих чертах основные схемы их пространственной организации — Хэ-ту и Ло-шу, которые вместе с системой пространственного расположения пяти элементов (у-син) образуют нумерологический фундамент классической методологии традиционной китайской чжэнь-цзю-терапии.

Числа на этих схемах изображаются в виде кружочков, количество которых равно количеству единиц в том или ином числе. Например, единица — это 1 светлый кружочек, двойка — 2 темных и т.д. Характер кружочка (светлый — темный) отражает качество числа. Если число четное, т.е. относится к субстанции инь, то кружки затемнены. Если же число нечетное, т.е. относится к субстанции ян, то кружок светлый. Интересен и тот факт, что кружки соединяются определенным образом, и те фигуры, которые образуются от соединения, отражают структуру числа. Так, например, число 8 можно разбить на 4 двойки или на 2 четверки. Эти моменты учитываются в практическом использовании схем.

Ло-шу

Отвлекаясь от упомянутых выше особенностей, а говоря только о совокупности чисел, можно заключить,


что матрица Ло-шу — это стандартный арифметический девятиклеточный квадрат 3x3. Этот квадрат имеет фундаментальное значение. Все суммы любых троек чисел, соединенных одной линией по вертикали, горизонтали и диагонали, в сумме дают 15. Это является его главной характеристикой. Кроме того, этот квадрат достаточно сложен в арифметическом отношении и имеет ряд других закономерностей, связанных, в частности, с числами 3 и 7 (см. объяснение ниже). Он может быть использован как математическая машина, т.е., складывая соседние числа, мы получаем следующее число. Например, 1+6=7; 7 + 2=9 и т.д. Таким образом, следуя по кругу далее, получаются определенные суммы чисел, которые при сбрасывании десяток дают последующее число — 9 + 4=13 (- 10) = 3; 3 + 8 = 11 (- 10) =1 и т.д. Если расположить эти числа в квадратах (рис.8 Б), то получается схема, часто используемая в круговых процессах: восьми триграмм, пяти элементов, органов меридианов, точек и т.п.


Хэ-ту

.

Схема Хэ-ту (см. рис.10: А — древнее начертание, Б — современное) в синтезированном виде занимает 5 клеток внутри той же универсальной девятиклеточной матрицы. Ее элементы состоят из пар чисел. Если в схему Ло-шу включено 9 чисел, то здесь задействованы все 10 чисел (прибавляется десятка). Суть этой фигуры состоит в том, что здесь подобраны числа, различающиеся на 5, т.е. разность между составляющими каждой пары равна пяти. Например, 1 и 6, 2 и 7, 3 и 8, 5 и 10 (в центре). В модели Хэ-ту каждой позиции соответствует два числовых значения, разделенных пятеркой. Следует подчеркнуть, что здесь имеется как бы два слоя чисел: первая пятерица и вторая пятерица. Первая пятерица — это порождающие числа (шэн шу), а вторая пятерица — это формирующие числа (чэн шу). К первой группе относятся числа 1, 2, 3, 4, 5, а ко второй — 6, 7, 8, 9 и 10. В результате их совмещения получается некая общая модель, где парные числа, различающиеся между собой на 5 единиц (порождающие и формирующие), могут быть соотнесены с триграммами, пятью элементами и расположены по сторонам света. То, что изображено на рис. 10 Б, — это изначальная матрица для работы с триграммами и элементами.

Расположение и организация Хэ-ту и Ло-шу имеет свои закономерности. Так, например, схема Хэ-ту соотнесена с порядком триграмм по Фу-си, как схема "раннего неба" (генотип). Схема Ло-шу соотнесена с порядком триграмм по Вэнь-вану, это "позднее небо" (фенотип). Кроме того, эти схемы применяются и для пространственного расположения системы у-син, чисел и т.д.

Следует отметить, что обе эти схемы являют собой некий аппарат, дающий возможность вводить в него какую-либо информацию (в нашем случае это триграммы и элементы у-син, а также связанные с ними части человеческого тела, органы, меридианы, точки и т.п.) и работать с ней по определенным закономерностями этих схем принципам. Медицинская интерпретация схем Хэ-ту и Ло-шу будет рассмотрена в конце этой главы.

Пространственное расположение триграмм

После общего рассмотрения основных принципов организации гуа разберем несколько более подробно систему их пространственного расположения. Следует отметить, что полученный путем анализа уровень символов от Тай цзи до 8 триграмм (ян — инь, сы-сян) является уровнем элементов, неких сущностей, в известном смысле не вполне самостоятельных. Что же касается уровня 8 триграмм, то это уже уровень конкретных реальностей, который соответствует основным компонентам мироздания. Сами эти символы не просто перечисляют основные части мира и их отношения между собой, но выражают также и порядок, в нем царящий. Выражается этот порядок не в виде неких содержательных, качественных законов, как это присутствует в западной культуре, где тот или иной символ рассматривается в рамках его основных атрибутов. Например, на Западе символ воды, которая, имея определенный свод конкретных значений,


используется для формирования определенных законов (вода закипает при 100°С и превращается в пар; замерзает при 0°С и приобретает твердое состояние и т.д.). Здесь этот процесс осуществляется другим путем. Дается не какое-то соотношение того или иного символа с какой-либо количественной характеристикой, а его соотношения с другим символом (или символами), которому соответствует некая столь же значимая сущность. Например, вода представляется в ее соотношениии с огнем, и выражается это в виде некой пространственной матрицы. Восемь триграмм — это восемь элементов, которые могут быть либо просто перечислены в своем порядке: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и линейно записаны, либо сориентированы в квадратно-круговом пространственном расположении.

Исторически в комментариях к "И цзин" принято выделять «две главные линейные (цзы сюй) последовательности триграмм, связанных с именами уже известных нам Фу-си (ЛПТФС) и Вэнь-вана (ЛПТВВ): ЛПТФС — Цянь, Дуй, Ли, Чжэнь, Сюнь, Кань, Гэнь, Кунь; ЛПТВВ — Цянь, Кунь, Чжэнь, Кань, Гэнь,


Сюнь, Ли, Дуй. В первой последовательности мужскими считаются триграммы Цянь, Ли, Сюнь, Гэнь, женскими — Дуй, Чжэнь, Кань, Куиь; во второй — мужскими — Цянь, Чжэнь, Кань, Гэнь, женскими — Кунь, Сюнь, Ли, Дуй.

Кроме них, в источниках встречаются и другие последовательности. Например, в "Шо гуа чжуани" (§3-11) приведены шесть последовательностей:1) Цянь, Кунь, Гэнь, Дуй, Чжэнь, Сюнь, Кань, Ли (§ 3); 2) Чжэнь, Сюнь, Кань, Ли, Гэнь, Дуй, Цянь, Кунь (§ 4); 3) Чжэнь, Сюнь, Ли, Кунь, Дуй, Цянь, Кань, Гэнь (§ 5); 4) Чжэнь, Сюнь, Ли, Дуй, Кань, Гэнь (§ 6); 5) Кань, Ли, Чжэнь, Сюнь, Гэнь, Дуй (§ 6); 6) Цянь, Кунь, Чжэнь, Сюнь, Кань, Ли, Гэнь, Дуй (§7-11).

Однако все они, как, впрочем, и ЛПТВВ, произ-водны от квадратно-круговых расположений, в которых триграммы размещаются равномерно по периметру квадрата или окружности (фан вэй). Таковых традиция "Чжоу и" выделяла опять-таки два, уже упоминавшееся нами выше "преднебесное" (сянь тянь) и "посленебесное" (хоу тянь), связывая их с именами все тех же Фу-си и Вэнь-вана: первое (КРТФС) (рис. 11), второе (КРТВВ) (рис. 12). На обеих схемах осями разделены четверки триграмм, считающихся мужскими и женскими в данных расположениях. Сравнение по этому признаку их между собой, а также с ЛРТФС (линейным расположением триграмм по Фу-си) и ЛРТВВ (линейным расположением триграмм по Вэнь-вану) хорошо демонстрируют функциональную амбивалентность триграмм, меняющих свои качества даже на противоположные в зависимости от образуемой ими символизационной системы (в данном случае неизменными в своих признаках оказались только мужская триграмма Цянь и женская Кунь, поскольку они являются исходными точками отсчета) "22, как символы полных ян и инь.

Порядок Фу-си

Для схемы Фу-си характерна связь линейной последовательности триграмм с порядком их считывания в пространственном расположении по кругу, что, к сожалению, не выделяется должным образом в специальной синологической литературе на Западе. В пространственном расположении имеет место следующая картина: на юге (вверху) располагается Цянь; на севере (внизу) — Кунь; на востоке (слева) — Ли; на западе (справа) — Кань; на северо-западе — Гэнь; на юго-западе — Сюнь; на северо-востоке — Чжэнь; на юго-востоке — Дуй. Если осуществить считывание этого расположения в каком-то простом порядке, например по часовой стрелке, то мы не получим линейной последовательности. Для того чтобы получить линейную последовательность, данный пространственный порядок расположения гуа следует считывать определенным образом. Необходимо сначала против часовой стрелки прочесть 4 триграммы, осуществить переход от Цянь к Чжэнь; затем происходит скачок от Чжэнь к Сюнь, и далее по часовой стрелке, следуя вниз, доходим до Кунь. В случае, если имеется необходимость возобновить цикл, то опять осуществляется возвращение к Цянь вертикально. В результате считывания вырисовывается некая петлеобразная конфигурация (восьмерка). Таким образом, оказывается, что линейный порядок расположения триграмм


в снятом виде существует в пространственном расположении в виде последовательности его считывания. Когда он существует как линейный, он соответствует некоторой статике, т.е. является просто порядком. Когда же он применяется к расположению более высокого уровня, то в этом расположении он уже соответствует динамике того или иного процесса.

Итак, линейный порядок — это конфигурация данной системы, а круг—ее пространственная ориентация. Иначе говоря, имеется определенная конфигурация гуа, являющаяся их заданной последовательностью (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8), как в натуральном ряде чисел (от 1 до 10). Равно как в упорядоченном натуральном ряде чисел нет. возможности поставить их в последовательности, например 1, 7, 2, 4, 3, 5, 10, 8, 7, 6, не изменив его сущности, точно так же и для триграмм, гексаграмм, элементов у-син, наборов циклических знаков существуют как сами их наборы, так и их строгая упорядоченная последовательность (например, для системы у-син существуют две основные последовательности: порождение и преодоление, 2-я и 3-я последовательность; однако имеются еще 1-я и 4-я последовательности (см. ниже).

Возможны другие порядки считывания триграмм в схеме Фу-си. Считывание можно начинать с триграммы Кунь (север) и следовать по той же петлеобразной линии в обратном направлении, т.е. до триграммы Сюнь (юго-запад); далее от Сюнь до Чжэнь (северо-восток), и от Чжэнь до Цянь (юг). Возможен вариант кругового считывания с триграммы Чжэнь, а также круговое считывание с Кунь. Все эти порядки считывания циклические и дают возвращение к исходному пункту. Таким образом, имеет место два считывания по петлеобразной схеме (прямое и обратное), кроме того, есть два варианта считывания просто по кругу, т.е. элементарное считывание, когда начальными точками являются триграммы Кунь или Чжэнь. Может возникнуть вопрос: "Почему триграмма Чжэнь способна выступать в качестве отправной точки отсчета?" Дело состоит в том, что эта точка во временной схематике соответствует началу года, а позиция триграммы Сюнь (визави) соответствует середине года, куда при наложении схемы у-син из центра выходит элемент "почва"23. Итак, для этих схем кардинальными позициями являются позиции: юга, севера, северо-востока и востока (для схемы Вэнь-вана, где стандартным началом является восточная точка, в которой находится триграмма Чжэнь, см.ниже).

Внутренние закономерности системы триграмм Фу-си довольно интересны и указывают на ее "жесткую" скоординированность. В ней явно виден процесс перемещения линий разного качества, как бы осуществляемый посредством внедрения противоположной черты в общий состав ян или инь, что дает возможность описывать изначальную структуру того или иного процесса. Здесь следует сказать несколько слов относительно считывания с Цянь или Кунь. Эти две триграммы (гексаграммы) сами по себе являются начальными символами "Канона перемен" и обозначают исходные потенции бытия. В связи с этим положением считывание, осуществляемое с этих двух гуа, касается архи-тепической (или генотипической) схемы.

Все остальные порядки считывания относятся к тем схемам, которые отражают действительность, и здесь соответственно начальной позицией является


или восток (восход солнца, начало года, весна), или северо-восток. Считывание с Кунь символизирует зиму (север), некое лоно, порождающее времена года, внутри которого зарождаются ростки весны.

Отмеченные выше 4 последовательности триграмм из "Шо гуа чжуани" (1, 2, 5 и 6) комментаторы "Чжоу и" считают описанием КРТФС. Как показал специальный анализ, проведенный известным отечественным исследователем "Канона перемен" А.И.Кобзе-вым, «эти 4 последовательности когерентны, т.е. образуют единую систему и действительно структурно связаны с КРТФС. Кроме того, в четырех разбираемых последовательностях триграммы указаны стабильными парами, а в § 3 "Шо гуа чжуани" такая парность квалифицирована как "взаимное перекрещивание" (сян цо), т.е. соотношение друг с другом через центр. Именно оппозиционность через центр (сян дуй) характерна для КРТФС»24.

Порядок Вэнь-вана

Если посмотреть на линию раздела триграмм в порядке Фу-си (см. рис.11), то нетрудно заметить, что она является осью симметрии, разделяющей эту схему на две половины. Семантика этого разделения в схеме Фу-си состоит в том, что она делит "мужскую" и "женскую" половины всего этого набора, т.е. слева во главе с Цянь располагается "мужская" половина, которая определяется по признаку нижней черты всех оставшихся в левой части триграмм. Справа во главе с Кунь располагается "женская" половина, которая также определяется по признаку нижней черты всех находящихся в правой части триграмм.

Ось симметрии в порядке Вэнь-вана (см. рис.12) расположена иначе, и соответственно по-другому происходит раздел триграмм на "мужские" и "женские". Здесь важно подчеркнуть, что все эти классификации в известной степени относительны, т.е. это означает, что в одном наборе элемент может быть классифицирован как "мужской", а в другом как "женский". У большинства элементов такого рода схем, за исключением некоторых (основных схем, которые сами определяют качества "мужского" и "женского"), все прочие могут менять свой знак. Эта возможность менять свой знак зависит от позиции триграмм в той или иной схеме. Здесь следует выделить два принципа:

1. В данной системе целое определяет часть.

2. Имеется отношение не с материальными сущно
стями, а определенными символами, которые могут
принимать те или иные значения.

Например, триграммы Цянь, Дуй, Ли, Чжэнь в расположении по Фу-си считаются "мужскими", т.е. относятся к элементам мужского рода. В схеме же Вэнь-вана, во-первых, меняется набор "мужских" и "женских" триграмм, во-вторых, меняется пространственное расположение той оси, которая делит этот набор на "мужские" и "женские".

Здесь на юге располагается Ли, а на севере — Кань; на востоке — Чжэнь, а на западе — Дуй; Сюнь выходит на юго-восток, а Кунь помещается на юго-западе; Цянь располагается на северо-западе, а Гэнь помещается в северо-восточную позицию.

В порядке Фу-си "мужские" триграммы — Цянь, Дуй, Ли, Чжэнь, а в порядке Вэнь-вана во главе с


Цянь (основная триграмма, которая не меняет своей валентности) стоят Кань, Гэнь и Чжэнь. Здесь Чжэнь осталась "мужской" и возникли новые триграммы Кань и Гэнь. Это произошло потому, что Кань и Гэнь являются таковыми, но уже в рамках другой системы, т.е. из "женских" превратились в "мужские". В данном случае сама структура расположения триграмм по Вэнь-вану задает новое разделение и эти же символы приобретают другое значение. Тот же самый процесс может происходить и с элементами у-син25. Это изменение "женской" валентности на "мужскую" в порядке Вэнь-вана структурно обусловлено и вызвано следующим обстоятельством. Данное расположение триграмм в порядке Вэнь-вана построено по определенным законам, и элементы здесь скоординированы по сторонам света в указанном выше порядке. Внутри этого нового распределения, естественно, должна быть проведена граница между "мужскими" и "женскими" триграммами, и они должны распадаться на две половины, как, впрочем, и на любой схеме, где показано разделение на ян и инь. Примером может служить китайская монада Тай цзи. Важным моментом здесь является то, что равное количество триграмм (ян-инь) нужно разделить одной чертой. Совершенно очевидно, что эта черта должна проходить или слева или справа от триграммы Цянь, так как Цянь непременно должна попасть в набор "мужских" триграмм, равно как и Кунь попадает в "женскую" половину схемы, ибо носителями "мужского" и "женского" начала в чистом виде являются эти две триграммы, а все остальные являются производными от них.

В связи с рассмотренным выше отметим, что появление порядка Вэнь-вана — это новый процесс. Если триграммы были "мужскими" и "женскими" до того в порядке Фу-си, т.е. в потенции бытия, то это вовсе не означает, что они должны оставаться таковыми же в своей актуальности, т.е. в сфере наличного бытия, в котором произошла их актуализация. Совершенно очевидно, анализируя внешность этих триграмм, можно заключить, что они не являются собственно "мужскими" или "женскими", ибо в каждой из них (за исключением Цянь и Кунь) присутствует и то и другое начало. Скажем, на уровне генотипического расположения (Фу-си) можно заметить, что, например, триграмма Чжэнь, в которой больше присутствует иньского начала (женского), чем янского (мужского), имеет больше оснований считаться "женской", хотя тем не менее она относится к "мужской" половине. Здесь представляется наиболее важным сам процесс актуализации, в рамках которой может оказаться, что янская потенция становится иньской актуализацией. В медицинском аспекте использование этих принципов позволяет четко проследить взаимовлияния ян и инь в организме человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: