Традиционный принцип орфографии заключается в сохранении написания, закрепленного традицией (непроверяемые гласные и согласные)

Морфологическому принципу, для которого характерно единообразное написание значащих частей слова – приставки, корня, суффикса, окончания, соответствует написание слов А, Б, Г. Написание слова Д подчиняется фонетическому принципу, согласно которому написание слова передает его звучание.

 

Найдите плеоназмы, исправьте предложения (6 баллов).

А. Досрочная сдача экзамена возможна уже в маемесяце.

Б. В период сессии студенты должны беречь каждую минуту времени.

В. Пилот крепко держит в руках штурвалруля.

Г. У экскурсантов был часвремени, чтобы купить памятныесувениры.

Д. У меня с собой только двести рублейденег.

Е. В отделе кадров в настоящее время есть только одна свободная вакансия.

Отметьте предложение, в котором есть частица (3 балла).

А. Налей себе чаю, да покрепче.

Б. Лес как будто спит.

В. Он так рассказывал, что все смеялись.

Г. Остался старик один как перст.

Д. Птица вроде цапли.

Комментарий: Как будто – сравнительная частица. В остальных предложениях частиц нет.

 

Восстановите словообразовательную цепочку, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов (4 балла).

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

Ночь-ночка-ночник-ночной-ночевать-ночёвка-заночевать-переночевать.

6. Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы винительного падежа, ослабляющего значение отрицания. Запишите соответствие, например, 1. – 3) (13*0,75=9,75 баллов + 1,25 – бонус, если все ответы правильные, = 11 баллов).

1. Указан конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»). 1) Мы не отдадим этот стол в реставрацию.
2. Дополнение выражено одушевленным существительным или географическим названием. 2) Анна Николаевна не обманула Татьяну Александровну, а просто забыла напомнить о собрании.
3. Инверсия дополнения. 3) Отец долго не мог простить сыну его проступок.
4. Предложение вопросительное или восклицательное, общий смысл не имеет характера отрицания. 4) Студент не купил книгу, рекомендованную ему преподавателем.
5. Предложение побудительное. 5) Нельзя не заметить эту прекрасную картину.
6. Глагол-сказуемое имеет форму совершенного вида, указывающую на результативность действия. 6) Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
7. Двойное отрицание, т.е. усиленное утверждение. 7) Я не читал газету.
8. Совпадение различных, но одинаково звучащих падежных форм (для устранения неясности). 8) Где только она не задавала этот вопрос!
9. Наличие слов (частиц) с ограничительным значением. 9) Брюки я не смогла купить.
10. Наличие в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому. 10) Не покупайте этот корм для кошки никогда.
11. Дополнение распространено несколькими определениями. 11) Директор не находит эти меры своевременными.
12. Конструкция «не + вспомогательный глагол + инфинитив перех. глагола + дополнение», то есть дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву. 12) Официант едва не уронил бокал с подноса.
13. Устойчивое сочетание, пословица, поговорка.   13) Старик задумчиво слушал Наташу и не узнавал в ней тихую, безропотную, скромную внучку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: