Итак, мы с вами, читатель, проанализировали стоимость, товар, рабочую силу, т.е. составные части капитала. И хотя этот анализ недостаточно полный, нам удалось установить абсолютную аналогию капитала и логической идеи Гегеля: капитал - та же логическая идея Гегеля, только в стихии экономической жизни общества: вместо материальных форм проявления логической идеи в виде объектов природы у стоимости материальные формы ограничены капиталистически производимыми вещественными товарами, да еще и специфическим «товаром» - рабочей силой.
Слово «капитал» в переводе с латинского, немецкого и французского означает главное имущество, главную сумму. Это то, что людей всегда привлекало больше всего, изучение чего наукой имело место уже до К. Маркса. Современное К. Марксу общество достигло
*Предупреждая читательское непонимание меня, спешу заверить, что я не призываю к антигуманной и лицемерной практике коммунистического строительства, которая доказала свою несостоятельность и от которой мы уходим. А что я понимаю под справедливыми общественными отношениями, будет понятно только после изучения всего теоретического материала.
|
|
уже такой ступени своего развития, что рост этого главного имущества был значительным, и процесс его роста не мог быть не замечен людьми. А поскольку принципы развития уже овладели мышлением этого общества и были значительно развиты философией Гегеля, то К. Маркс просто должен был показать развитие главного имущества, главной суммы, т.е. как процесс роста.
Поэтому К. Маркс ограничил понятие капитала той суммой, которая растет. Фетишизм капиталистических отношений и гегелевс- кий образ мыслей, сторонником которого был К. Маркс раньше, позволили ему увидеть этот процесс роста лишь как «самовозрастание» и «саморазвитие» капитала, т.е. как рост товарных масс (меновых стоимостей) в товарообмене как бы независимо (извращенноматериалистический принцип понимания исторических процессов) от людей, от личностей.
Но рост стоимостей без источника роста, без первопричины этого движения есть фикция, идеализм. А К. Маркс был тогда уже материалистом. И он увидел источник роста стоимостей, как и предыдущие экономисты, в материальном процессе функционирования рабочей силы, в труде. И поэтому он утверждает, что «промышленный капитал есть единственный способ существования капитала, при котором функцией капитала является не только присвоение прибавочной стоимости, соответственно присвоение прибавочного продукта, но в то же время и ее создание»237.
Но поскольку К. Маркс смотрел на производство капитала по- гегелевски, как на «самовозрастание» «самообменивающихся» товарных масс (не обмениваемых личностями, а именно самообменивающихся), то это видение, этот взгляд на социальные процессы заставили его считать рабочую силу рабочего товаром, иначе бы прекратился товарообмен внутри самого капитала, а потому и его «самовозрастание». Вернее, даже не товарообмен, не самотоварообмен, а самодвижение самой стоимости через товарные метаморфозы, через сбрасывание одних и приобретение других товарных форм стоимостью.
|
|
К. Маркс как материалист не мог, конечно, не замечать, не чувствовать, что сами по себе товары не обмениваются, что личности рабочего и капиталиста не так уж и безразличны в теоретическом плане для движения капитала. Поэтому он замечает, что «промышленный капитал обусловливает капиталистический характер производства; существование промышленного капитала включает в себя наличие классовой противоположности между капиталистами и наемными рабочими»237. 197
А раз капитал «включает в себя наличие классовой противоположности между капиталистами и наемными рабочими», то, значит, включает и самих капиталистов и рабочих, без которых «наличие классовой противоположности» - фикция.
Но поскольку в капитале все совершается «самопроизвольно» (самовозрастание, саморазвитие), то роль капиталистов и рабочих как личностей ограничивается здесь лишь олицетворением капитала и рабочей силы217,218,219,220,221, ограничивается ролями статистов, поэтому они как личности не являются в теории причинами развития производства*.
Да и «наличие классовой противоположности» в капитале этим заявлением и ограничивается, и эта констатация в теории не играет никакой роли. Этой противоположности в теории у К. Маркса нет. Там у него все справедливо, мирно, тихо231,233. А действия личностей капиталистов и рабочих, их роль в классовой борьбе, которые показаны и анализируются во многих местах книги «Капитал», как я писал, взяты автором из социальной действительности для иллюстра- ции своей теории в качестве критерия истинности последней. И эти факты, одевая теорию К. Маркса в «плоть и кровь», скрывают идеалистическую суть и ошибки его теории, подавляют эти ошибки своим обилием.
Итак, К. Маркс получил понятийную, словесную модель капиталистической экономики, идеалистическую по своей сути, абсолютно аналогичную представлениям Гегеля о мире, но призванную решать материалистические проблемы. Основой этой модели стала идеальная субстанция - самовозрастающая стоимость (природу которой никто, даже сам К. Маркс, не понял, ограничившись объяснением, что эта природа общественная). Как и развитие материального мира у Гегеля, движение стоимости происходит путем метаморфоз, в процессе
*Мне, конечно, могут возразить, что наличие живых людей в теории (капиталистов и рабочих) у К. Маркса подразумевается само собой. Нет. Это не подразумевается само собой. Кто так ду-мает, тот просто не понял, что К. Маркс применяет в «Капитале» диалектический метод Гегеля. А попросту - его мировоззрение для решения материалистических проблем. И поскольку этот метод отражает действительный процесс развития капиталистичес- кого общества, вернее, его экономики, постольку лишь за этим методом скрываются и живые люди. А в самом отражении, в самой теории их нет. В теории мы видим только самодвижение самовоз- растающей стоимости, что и есть саморазвитие капитала. 198
смены своих материальных товарных форм по кругу (что отражает действительный процесс товарного обмена в капиталистическом обществе).
Источник роста стоимости, функционирующую рабочую силу, К. Маркс поместил в своей модели капиталистического общества в качестве специфического товара, вечного внутреннего двигателя, чтобы стоимость могла благополучно, беспрепятственно и беспрерывно продолжать свое движение по кругу.
|
|
Одухотворив капитал олицетворением его личностью капиталиста, как и «товар» «рабочая сила» - личностью рабочего, которые угадываются за всяким движением капитала, в том числе и за ее созданием новых стоимостей рабочей силой рабочего, К. Маркс благополучно завершил строительство своей модели.
Но он не понял, что у него получилась гносеологическая модель капиталистического общества, причем идеалистическая по своей сути: логическая идея Гегеля под названием самовозрастающей стоимости, внешними формами которой есть товарные формы. К. Маркс и Ф. Энгельс просто считали, что они применили метод Гегеля, диалектический метод, который включает в себя принцип развития (возникновения, становления, развития, разрушения), метод, с помощью которого они решали материалистические задачи своего времени.
Поэтому теория К. Маркса материалистична лишь по форме, поскольку самовозрастающая стоимость имеет формы материальных товаров, да и по задачам, стоящим перед ней. Но серьезным материа- листическим дополнением этой теории, подавляющим ее саму и скрывающим ее недостатки, является действительный анализ фактов социальной действительности, проверка теоретических выводов практикой и т.п., т.е. «плоть и кровь» теории.
Но хотя развитие капиталистической экономики показано К. Марксом идеалистически, по-гегелевски, надо заметить, что такое видение этого развития не есть плод произвольной фантазии, а наблюдение изменений, происходящих в интересуемом нас объекте, при абстрагировании от источников указанного изменения, т.е. от взаимодействия интересующего нас объекта с окружающими реальностями; либо когда это взаимодействие не замечается. И тогда получается такая картина, как зерно - колос - зерна, где по причине абстрагирования с почвой, солнцем и воздухом качественные переходы от зерна в колос и далее в зерна приходится объяснять «отрицанием» и «отрицанием отрицания», этим вечным двигателем гегелевского диалектического процесса. 199
|
|
Так получилось и здесь. Марксова гносеологическая модель капиталистического общества - это не произвольный плод его умозрительных конструкций, а логически завершенное, детализированное и обоснованное представление промышленного капиталиста о процессе расширенного капиталистического воспроизводства.
Дело в том, что натуральное производство продуктов, предшествовавшее товарному, отражается и контролируется производителями в натуральных единицах (штуках, пудах, аршинах...), потому что это производство имеет целью только потребительную стоимость. И такое отражение исключает возможность какой-либо мистики.
С разделением труда и специализацией производителей, последние, с целью удовлетворения всей гаммы своих потребностей, совершают товарообмен друг с другом. В товарообмене жизнь заставляет людей абстрагироваться от конкретных форм продуктов их труда, концентрируя внимание на самом критерии обмена - количестве затраченного труда на их товары.
И, таким образом, обмен товаров контролируется людьми в довольно абстрактном виде - знанием количества труда, затраченного на производство товаров, независимо от конкретного вида этих товаров. А само производство контролируется и отражается пока еще понятиями натурального хозяйства - пудами, штуками...
Дальнейшее развитие товарного производства и обмена происходит, как показал К. Маркс, в условиях все большего разделения труда и специализации производителей, что приводит к выделению одного из товаров в качестве всеобщего средства обмена, приводит к функционированию денег, к товарно-денежному обмену. И с этого момента товарообмен отражается производителями как товарно-денежный оборот. И контролируется уже стоимостными категориями.
Сначала этот контроль в денежном выражении (в третьем товаре, еще более абстрактно) касается преимущественно обмена, а затем и производства товара, ибо, производя товар, а делается это с самого начала уже с целью продажи, производитель начинает видеть в нем не столько внешний облик (абстрагируется в своей цели от внешнего облика товара), сколько цену, деньги, которые за него получит, потому что в условиях развитых товарно-денежных отношений только через таким образом полученные деньги производитель сможет удовлетворить свои потребности, а не своим продуктом труда. Таким образом, контроль производства товаров стоимостными
категориями (в денежном выражении) еще более укрепляется. А когда производитель с дальнейшим разделением труда в обществе для изготовления своего продукта покупает составляющие элементы этого товара на рынке, тогда в его мышлении появляются такие понятия, как «затраты производства» или «издержки».
С этих пор, а особенно когда производитель становится капиталистом, контроль производства товаров (не говоря уже о продаже) осуществляется в стоимостных категориях. И далее, благодаря привычке, выработанной товарным производством, все оценивается деньгами» Деньги теперь становятся смыслом жизни капиталиста, поскольку целью его стала прибыль. Да и других членов общества тоже.
Конечно, контроль производства осуществляется здесь и в натуральных единицах, поскольку стоимостные включают в себя и натуральные, т.к. товары - это не абстракции, а конкретные продукты труда. Но для капиталиста не это главное: конкретный вид товара, конкретное дело для него есть только средство для главного - для достижения своей цели, прибыли. И он помнит о конкретных особен- ностях своего товара лишь потому, что без этого ему не обойтись. Поэтому как только он находит другое конкретное дело, дающее ему большую прибыль, он сразу же занимается новым делом. И потому при 300% прибыли он идет на любое преступление, как писал К. Маркс.
Поэтому капиталисту производство видится не как конкретное дело, не как конкретный процесс, а прежде всего как товарно-денежный оборот, оцениваемый в стоимостных категориях, а потому - как самовозрастающая стоимость, довольно безразличная к своим формам.
Так цели и стремления товаропроизводителей, а в конечном счете их потребности, которые они могут удовлетворять только через товарное производство, контролируемое стоимостными категориями в условиях товарно-денежных отношений, искажают представления людей о действительном производстве, создавая иллюзию движения некоей овеществленной самовозрастающей стоимости.
Поняли наши классики или нет, что процесс развития объективной реальности по-гегелевски (путем смены материальных форм какой-то субстанцией) есть не что иное, как абстрагирование при изучении интересующего нас процесса от его взаимодействия с окружающей средой и концентрация всего внимания на превращениях, происходящих в этом процессе; поняли они это или нет, но они не
могли иначе показать процесс капиталистического производства, потому что действительный источник развития всяких процессов (= взаимодействие) тогда еще не завоевал своего места в умах людей как первопричина всего сущего со всеми существующими изменениями,
И мировоззрение Гегеля сделало свое дело.
Поэтому получилось так, что действительный процесс капиталистического производства оказался изображенным как самовозрастание стоимости, причина движения которой (взаимодействие участвующих в производстве материальных объектов с людьми в том числе) через метаморфозы товаров скрыта, а потому «самодвижение» стоимости непонятно. И К. Марксу приходится объяснять это движение «переселением души»223.
Благодаря этому фантастическому переселению стоимости из одного товарного тела в другое К. Марксу не было необходимости более подробно и детально анализировать отношения собственности, без которых невозможно полноценно изучать взаимодействие людей в производстве на любом этапе развития человеческого общества. Невозможно потому, что всякое их взаимодействие по производству продуктов их труда и обмену так или иначе регулируется отношениями собственности и невозможны без них: ведь продукты труда не обмениваются сами друг на друга, их обменивают люди, собственники.
Более того, К. Марксу вообще не было необходимости анализиро- вать и даже вспоминать и знать об отношениях собственности, поскольку товары у него обмениваются друг на друга сами по себе, простой переменой мест. Читателю остается лишь догадываться, что выполняют эту работу все-таки люди. А стоимость, переселяясь, подобно душе, из одного товара в другой, тоже не вызывает необходимости говорить о собственниках и отношениях собствен- ности. К. Маркс говорит лишь тогда о собственниках и отношениях собственности, когда выходит за рамки сугубо теоретических представлений, т.е. когда анализирует факты социальной действительности, особенно когда речь идет о предшествующем капитализму общественном развитии, где капитала (в Марксовом смысле) еще нет (например о разложении первобытнообщинного строя), или о путях преобразования капиталистического общества в социалистическое и т.п. И наоборот, отсутствие правильного подробного анализа отношений собственности вынуждало в свою
очередь К. Маркса показать движение капитала без отношений собственности: как само обмен товаров, как само возрастание стоимости.
Поскольку гносеологическая модель капиталистического общества, созданная К. Марксом, таким образом, была идеалистическим гегелевским осмыслением процесса капиталистического развития, постольку она не могла быть достаточно адекватной социальной действительности теоретической конструкцией. Как сами понятия этой модели, так и их отношения недостаточно точно отражают развитие экономических и производственных отношений капитализма, а потому порождают некоторые неточности, неопределенности, ошибки. Так, например, определение стоимости как овеществленного абстрактного труда не позволяет считать товарами неовеществленные продукты труда и приходит в противоречие с ее способностью осуществлять из товара в товар свое движение.
Кстати, теперь становится понятна еще одна причина, не позволившая К. Марксу распространить понятие стоимости на неовеществленные товары (хотя исключение делается для перевозок), - это строение капитала, т.е. конструкция модели капиталистической экономики: поскольку капитал состоит из товаров, материальных по форме, объединенных движением самовозрастающей стоимости, постольку неовеществленные продукты просто не могли составлять собою капитал, не могли быть товарными формами капитала, поэтому не могли быть товарами, а значит, и не обладали стоимостью. Другими словами, за признанием стоимости идеальной следовало бы признание существования неовеществленвътх товаров, что могло разрушить конструкцию капитала, состоящего лишь из овеществленных по форме товаров. И тогда невозможно было бы по-гегелевски демонстрировать развитие капиталистической экономики. А другого понимания этого развития (как процесса всевозможных взаимодействий материальных объектов, в том числе и людей) у него не было.
И лишь под влиянием факта значительного развития перевозок К. Маркс наделяет эффект по перевозкам стоимостью, хотя этот эффект является неовеществленным товаром и никак не вписывается в сконструированный им капитал.
Кроме того, осознание идеального характера стоимости привело бы к осознанию идеалистической (гегелевской) сути движения капитала, т.е. к осознанию идеалистического извращения действительного развития капиталистического общества, что привело бы просто к краху этого метода. 203
Но этого не случилось, поэтому производители неовеществленных продуктов труда (например различные институты, система медицинс- кого обслуживания, образование, искусство и т.п.) практически исключаются из анализа и изучения совокупного производственного процесса и принимаются во внимание лишь постольку, поскольку на них приходится делать затраты (= расходовать овеществленные товары, как считает К. Маркс).
И этим ошибки К. Маркса еще не исчерпаны.
Взять, например, «покупку» рабочей силы рабочего капиталистом, которая (покупка) прикрывает и затушевывает экономическое насилие капиталиста над рабочим.
Или вот такое мнение К. Маркса:
«Только при способе производства, основанном на капитале, пауперизм выступает как результат самого труда, как результат развития производительной силы труда»238.
Как я уже отмечал, К. Маркс лишь говорил, лишь констатировал наличие классовой противоположности в капитале 237 но нигде не показал ее, не применил в теории. И в этой цитате указанной противоположности тоже нет, поэтому пауперизм получается результатом самого труда, т.е. самоотчуждения рабочих. Стало быть, в безработице виноваты сами рабочие,
Но на самом деле именно классовая противоположность, противо- борство капиталистов и рабочих, вынуждает первых сокращать производство из-за падения прибыли, из-за конкуренции, а потому и выбрасывать вторых на улицу, добиваясь тем самым сокращения предложения невыгодных товаров и понижения зарплаты остальным рабочим с одновременным частичным их увольнением.
Поэтому «самоотчуждение» труда есть абстрагирование в явлении пауперизма от классовой противоположности, есть затушевывание действительной причины этого «самоотчуждения».
А разве не мешает правильному пониманию капиталистических отношений следующее высказывание:
«Единственную противоположность овеществленному труду образует не овеществленный, живой труд»239?
Здесь К. Марксу мешает его определение стоимости как овеществленного рабочего времени. Поэтому он в живом труде находит противоположность. Но это неверно. Противоположностью овеществленного труда (следовательно, продукта труда в виде материального объекта) может быть, в зависимости от обстоятельств, и материальный объект (продукт труда или природы), и материаль-
ный процесс (перемещение груза например), и идеальный продукт труда. А живому труду (заметьте, что неживого труда нет, а значит, просто труду) противоположностью является безделье; труду рабочего - безделье капиталиста как лишь юридического собственника, рабочему - капиталист. Вот так.
Как видно из контекста, в этой цитате К. Маркс под противоположностью овеществленного и живого труда понимает или говорит о противоположности средств производства капиталиста и труда рабочего. Но это неправильно. Наличие средств производства у капиталиста следует противопоставлять отсутствию их у рабочего. А рабочую силу рабочего можно противопоставлять только рабочей силе капиталиста как исполнителя - руководителю.
Поэтому «живой труд»240, являющийся здесь процессом изготовле- ния вещественных продуктов труда, в противоположность мнению классиков, не является товаром, потому что это не он обменивается на продукты чужого труда; а обмениваются его следствия - продукты этого труда.
Только когда «живой труд» сам является одновременно и продуктом труда (= неовеществленные продукты труда: перевозки, услуги, работа актера..,), только тогда он может обмениваться на другой товар, например на деньги. И только потому, что именно в момент своего существования такой труд одновременно является и продуктом самого себя, продуктом труда. В другой момент деньги не за что будет платить.
Надо заметить, что капитал К. Маркса вообще довольно неопреде- ленная вещь: многоликий и вездесущий, одухотворенный и одновре- менно овеществленный, в нем заложена классовая противоположность, следовательно, и стороны этой противоположности (классы), но их там нет, т.к. капитал состоит только из товаров.
Капитал - собственность капиталиста, а капиталист есть олицетво- ренный капитал, следовательно, капиталист является собственником самого себя в качестве олицетворенного капитала. А поскольку капи- тал включает в себя и «наличие классовой противоположности между капиталистами и наемными рабочими»237, поскольку капиталист является собственником этой противоположности. Вот и пойми всё это!
Сущностную основу капитала составляет стоимость, которая своими движениями и метаморфозами явно заявляет о своей идеальной природе, но тем не менее, по определению К. Маркса, она является овеществленным, но абстрактным трудом! 205
Движение же самого капитала осуществляется аналогично абсолютной логической идее Гегеля, что читателю, уверенному в материализме К. Маркса (причем впитавшего в себя критически переработанного К. Марксом Гегеля), совершенно непонятно и что (абсолютная аналогия самовозрастающей стоимости и логической идеи) значительно затрудняет понимание теории капитала.
Вот таковы некоторые ошибки и неточности как следствия изучения капиталистической экономики с помощью Марксова капитала - модели этого производства.
Но на факт значительного преобладания в книге «Капитал» анализа действительных фактов капиталистического общества (это борьба рабочих с капиталистами, анализ органического и технического строений средств производства, фабрично-заводские законы и т.д.) по сравнению с анализом строения капитала, с анализом его движения как самовозрастающей стоимости можно смотреть и так, что капитал (как самовозрастающая стоимость) есть метод изучения развития капиталистического общества, поскольку другого понимания (как результата взаимодействия изучаемого объекта с окружающими предметами и как результата взаимодействия его частей) развития, кроме гегелевского, не было. Да и до сих пор ученые далеко не вполне осознают процесс развития как результат всесторонних указанных взаимодействий.
Движение и развитие материальных объектов с их качественными изменениями виделись и видятся философам как развитие само по себе, независимо (абстрагируясь) от окружающей среды, просто как последовательный во времени ряд качественных изменений (пар - вода - лед; зерно - растение - зерна; первобытное общество - частнособственническое - коммунистическое). А т.к. внешний источ- ник этих преобразований не замечался, то поверили в существование некоего внутреннего источника движения и развития, который был «обнаружен» в неких внутренних диалектических противоречиях*. Поэтому только так и смог показать развитие капитала К. Маркс.
Но даже если на показанную К. Марксом картину движения капитала смотреть как на гегелевский метод демонстрации движения капиталистической экономики, то все равно нельзя не признать, что этот метод вносит те же ошибки и ту же путаницу, что и не осознанная им его модель, ибо скрывает те же действительные причины развития общества, что и модель.
* А в наше время второй равнозначный источник и внутреннего, и внешнего развития усмотрели в действии экономических законов и прочих подобных «детерминантах». 206
Конечно, с помощью своей гносеологической модели капитализма К. Маркс добился гениальных результатов для своего времени в изучении развития современного ему общества. И прежде всего потому, что изучал он его в развитии, хотя и на идеалистический манер. Но очень много ему помогла его общая материалистическая позиция: внимательный и непредвзятый анализ фактов социальной действительности, признание практики критерием истинности теории, бескомпромиссная и принципиальная позиция в научной деятельности и т.д.
Но я пишу не хвалебный гимн нашим классикам, а стараюсь преодолеть те ошибки, которые у них обнаружил и которые преодолеть просто необходимо, если мы хотим развивать науку дальше, принципиально оставаясь на их материалистических* позициях, если желаем доста- точно хорошо разобраться в современных экономических процессах, если нам нужна теория развития социалистической экономики.
Я думаю, что эта позиция и есть наиболее последовательный марксизм-ленинизм, и наши классики были бы довольны таким развитием событий.
Сейчас пока нет необходимости критически разбирать все ошибки, неточности и промахи наших классиков, потому что, во-первых, мно- гие из них несущественны и являются следствием основных, а во-вторых, положительным изложением основ теории общественного развития (начиная с первобытнообщинного и кончая коммунистичес- ким) будет частично устранена необходимость такой работы. А что останется - рассмотрим после, если это будет нужно.
А сейчас приступим к осмыслению процесса экономического развития человечества.
Глава 2
ОБЪЕКТИВНАЯ ЛОГИКА