Говорят, семья - основная ячейка общества. Верно ли это? Каково место семьи в системе природно-общественных связей, в системе причинно-следственных зависимостей?
Как вытекает из общих принципов изучения всякой реальности (см. с.38, 64-65), из закона ПСО и принципов изучения общественного развития (см. с.34, 208-216), основными причинами существования и развития общества являются самые различные процессы труда (= внешние взаимодействия людей с природой), принуждающие их (людей) к специализации работников и разделению труда между собой, т.е. принуждающие людей к определенным экономическим связям. И по ходу изложения теоретических основ экономического развития общества мы в этом убедились.
Мы видели далее, что специализация и разделение труда приводят к становлению частнособственнических отношений, делению общества на классы и кристаллизации первобытного общества в моногамные семьи, являющиеся экономической основой соседской общины: моногамная семья является довольно поздним звеном в цепи причинно-следственных связей, следующих друг за другом и обуславливающих существование друг друга в развивающемся обществе.
|
|
Но обратным воздействием сама семья тоже является причиной стабилизации и существования предшествующих ей звеньев такими, какими они есть, а именно: укрепляет частнособственнические отношения, базирующиеся на индивидуальном производстве
индивидуальными средствами производства, почему община и стала соседской (средневековье).
Поэтому здесь, да, именно здесь, справедливо говорить, что семья есть основная ячейка общества, потому что именно здесь сосредоточены производительные силы общества - средства производства, предметы труда и трудовые ресурсы.
Обосновывать же тезис, что семья есть ячейка общества, тем, что только здесь происходит социально-биологическое воспроизводство людей, независимо от исторического этапа развития общества, неправомерно, потому что это воспроизводство происходит и за пределами моногамной семьи: в первобытном обществе, на улице, в религиозных общинах, в монастырях, в домах ребенка, в школах-интернатах, да и просто в человеческом общении.
С концентрацией производства в руках у капиталистов, т.е. с процессом перемещения средств производства из моногамных семей под крышу капиталиста и с образованием там коллективного производства, моногамная семья все меньше и меньше остается хозяйственной ячейкой общества, потому что все большая часть товаров в обществе производится коллективами трудящихся под руководством капиталистов, юридических собственников средств производства: именно под крышей капиталистических предприятий теперь сосредоточено подавляющее большинство средств обществен- ного производства, да и трудовые ресурсы.
|
|
А моногамная семья, теряя для общества свое хозяйственное значение, остается по традиции основным местом социально-биологического воспроизводства людей. Но прочность ее уже не та, что была при феодализме, потому что люди уже вполне могут зарабатывать себе на жизнь и за ее пределами. Поэтому теперь имущественные потери при распаде моногамных семей имеют для ее членов меньшее значение, чем раньше, и семья становится парной, менее прочной.
Но продолжающие существовать частнособственнические отноше- ния в обществе вместе с институтом наследства хотя и подорваны институтом коллективного производства, в том числе и все более вхо- дящими в нашу жизнь коллективистскими отношениями, тем не менее удерживают парную семью от полного ее распада.
Однако, надо заметить, что не сам факт наличия коллективного производства избавит человечество от частнособственнических отношений, а только определенный уровень его развития - коммунистический.
А пока будет существовать «мое - твое», «наше - ваше», пока не будет абсолютного изобилия материальных благ,- до тех пор частично будут сдерживаться слияние и перемешивание между собой кристаллизованных ранее ячеек общества в однородную массу совершенно экономически равноправных членов одной огромной коммунистической семьи.
Традиции наследства и воспитания детей в парной семье тоже сдерживают и будут продолжать сдерживать ее преобразование в общечеловеческую коммунистическую семью. Но эти следствия моногамной семьи исчезнут вместе с их основанием - парной семьей.
Итак, главная причина образования моногамной семьи, семейная экономика, исчезла. Следующая, тоже довольно сильная причина существования парной семьи, частнособственнические отношения в обществе (по поводу материальных благ при господстве коллективного производства, преимущественно по поводу распределения этих благ), действует все слабее и слабее, и в условиях изобилия материальных благ она исчезнет совсем.
Еще менее существенная причина существования парной семьи - это дети. Но этот долг легко осуществлять тогда, когда он в радость. А вообще-то он - довольно обременительная «штука», поэтому далеко не всех удерживает от развода, тем более если совместная жизнь родителей отрицательно сказывается на воспитании детей (а бывает и так). И растущие материальные потребности людей, к тому же, все меньше оставляют им времени для воспитания детей.
Но это не трагедия. Воспитание детей в парных семьях очень непроизводительно для общества экономически, т.е. требует неоправданно много затрат труда по воспитанию их родителями. Поэтому все больше надо уделять внимания физическому и социальному росту, обучению и воспитанию детей в соответствующих учреждениях.
Во-первых, это будет дешевле, экономически более выгодно для общества.
Во-вторых, качество физического и духовного воспитания значительно повысится, т.к. его будут осуществлять высокообразованные для этих целей специалисты, что должно быть их призванием, да и материальную базу для такого воспитания мы сможем дать более значительную, чем в отдельных семьях.
В-третьих, коллективистские принципы поведения (альтруизм и т.п.) по-настоящему коллективистски настроенных людей можно воспитать только в коллективе, в реальной жизни, а не с помощью нравоучений в парной семье. Последняя, тем более 410
с одним или двумя детьми, только в виде редких исключений может воспитать по-настоящему полноценных для коллектива людей, потому что вся окружающая их обстановка в реальной жизни воспитывает этих детей в большей мере эгоистами, чем альтруистами. А как же тогда им жить в коммунистическом обществе?
|
|
Но это ни в коей мере не означает, что я призываю к обобществлению детей. Боже упаси! Я не смею взять этот грех на душу! Я просто предвижу, что другие потребности людей будут вытеснять у очень многих из них потребности в воспитании своих детей. Этот процесс начался давно и продолжается сейчас. И чем дальше - тем больше. И призывами к совести, вполне обоснованными выводами, что детям нужны их родители, этот процесс не остановить, потому что потребности людей, особенно духовные, растут все больше и выше и на воспитание детей у каждого человека просто не остается времени. Официальная статистика это вполне подтверждает, хотя и негодует, осуждая плохих родителей.
Но почему специалисты говорят, что детям в детских учреждениях хуже, чем дома у родителей? Да и почему им там на самом деле хуже? Да потому, что у нас просто нет детских учреждений, полностью пригодных для их воспитания - ни по материальной базе, ни по необходимому количеству специалистов, ни по квалифицированному медицинскому их обслуживанию, ни по всестороннему качественному (но ни в коем случае не плохо-бюрократическому) контролю жизни детей и воспитателей там.
Более того, общественности известно, что над детьми там часто просто издеваются и даже наживаются на них, присваивая отпущенные на них средства.
По этим причинам и существует мнение, что детям без мамы очень плохо. Детям нужны мамы! И это совершенно искреннее и верное мнение передается и детям, вызывая у них соответствующее настроение, укрепляя их дискомфортное состояние в детских учреждениях. Но это мнение отражает лишь существующее положение дел в этой области социальной действительности.
Поэтому не стыдить и клеймить надо родителей, отдающих своих детей в детские учреждения, т.к. это бесполезно и глупо, а создавать для детей такие условия существования и развития, которые были бы лучше домашних условий их существования и развития и субъективно (с точки зрения детей), и объективно (с точки зрения родителей).
|
|
И не надо думать, что это (воспитание детей вне парной семьи) какая-то аномалия, которая вскоре исчезнет. Нет, не исчезнет - это будущее человечества. И с учетом этих перспектив над проблемами воспитания и следует нам работать.
Но, может быть, тогда следует сдавать детей в детские учреждения в обязательном порядке?
Ни в коем случае!
Центральные и местные советы должны обеспечить необходимое количество детских учреждений, должны создать нормальные условия жизни детей там, но решать, где и какое количество времени находиться ребенку, следует родителям, конечно, исходя из потребностей детей, не забывая и о родительских потребностях.
Но, хочу подчеркнуть, если я говорю, что жизнь детей в детских учреждениях надо значительно улучшить, то не с целью соблазнить родителей избавиться от своих детей, тем более не с целью насильственно обобщать детей для более качественного их воспитания, хотя тогда процесс обобществления детей и ускорится. Но ускорится он должен именно по инициативе родителей и при устранении препятствий на пути к этому процессу со стороны государства.
И если я говорю, что жизнь детей в детских учреждениях надо улучшать, то только с целью улучшить их бытие! И все! И все знают, что это надо делать.
Кому от этого станет хуже? Всем станет лучше! Со всех точек зрения.
А там уж как кому нравится: кто хочет - пусть дома детей воспитывает, кто хочет - пусть в детские дома наведывается и когда хочет - берет к себе домой, кто хочет - пусть проводит много времени в детских домах, кто же хочет - пусть там и работает.
И что бы там ни было, процесс общественного воспитания детей (вне парной семьи) будет прогрессировать и расширяться, к чему толкает нас экономическое развитие. И это важно понять, чтобы не чернить людей попусту, не протестовать, а делать жизнь детей более счастливой.
Но даже если я и ошибаюсь, если мое предвидение и не оправдается, то разве это значит, что мы не должны сделать жизнь детей, оставленных родителями, прекрасной?
Поэтому хоть так, хоть этак, а серьезно взяться за улучшение жизни детей без родителей общество (государство) обязано.
А еще давайте оценим такую проблему будущего. Когда-то людям придется регулировать рождаемость с целью 412
исключения дальнейшего роста населения Земли. Это значит, что парная семья должна будет себя лишь воспроизводить, не более того. Но подлинно коллективистскими дети не могут там вырасти, а только в достаточно большом коллективе. Следовательно, либо общество будет не так совершенно, как того требуют коллективные процессы производства, либо детей придется воспитывать не в парных семьях, а в специальных учреждениях.
Таким образом, и дети, третья серьезная причина, удерживающая мужа и жену друг подле друга, теряют свое значение.
Что же остается?
Любовь!
Я уже писал, что Ф. Энгельс указывал в свое время, что причиной возникновения моногамных отношений между мужчинами и женщинами есть частная собственность (см. с.224-226). Поэтому вполне понятен и последователен был бы его утвердительный ответ на вопрос: «Так как, однако, моногамия обязана своим происхождением экономическим причинам, то не исчезнет ли она, когда исчезнут эти причины?»272
Но, нет, Ф. Энгельс дает совершенно противоположный ответ:
«Можно было бы не без основания ответить, что она не только не исчезнет, но, напротив, только тогда полностью осуществится. Потому что вместе с превращением средств производства в общественную собственность исчезнет также и наемный труд, пролетариат, а следовательно, и необходимость для известного, поддающегося статистическому подсчету числа женщин отдаваться за деньги. Проституция исчезнет, а моногамия, вместо того, чтобы прекратить свое существование, станет, наконец, действительностью также и для мужчин»272. Потому что «здесь вступает в действие новый момент, который ко времени развития моногамии существовал самое большее лишь в зародыше, - индивидуальная половая любовь»272.
Итак, моногамный брак, по мнению Ф. Энгельса, еще более окрепнет, но уже на основе любви.
А так ли это? Что это за такая мощная, но многим непонятная и неуловимая причина, любовь, должная еще более укрепить моногамный брак?
Давайте-ка попробуем ее на ПО.
Оказывается, она не есть объективная реальность! Значит, субъективная, т.к. третьего ничего нет, поскольку эти понятия
(объективная и субъективная реальности) находятся в отношении контрадикторной зависимости.
Методом исключения неподходящих субъективных реальностей приходим к выводу, что любовь есть чувство.
А раз любовь - чувство, то оно вторично по отношению к матери- альным объектам и процессам, т.е. оно возникает вследствие чело- веческих отношений, а не наоборот: вначале существуют люди, всту- пающие в какие-то отношения друг с другом, а уж потом возникает любовь - чувство, которое обратным своим воздействием оказывает влияние на этих людей и их отношения. Отношения людей - основа- ние, любовь - следствие, оказывающее определенное воздействие на свое основание. Причем в отличие от животных человеческие чувства облагорожены их осознанием, осознанием окружающих индивидуу- мов, эстетическими и моральными факторами.
Конечно, чувства бывают разные, в том числе и чувство ненависти, полярное чувству любви, или равнодушие, как нечто среднее, которые, подобно любви, вторичны по отношению к индивидуумам и их отношениям.
Поскольку люди на протяжении всей жизни постоянно как-то изменяются (физически, умственно, нравственно), то изменяются и их отношения с другими людьми, а потому изменяются и их чувства: «Длительность чувства индивидуальной половой любви весьма различна у разных индивидов, в особенности у мужчин...»273 Поэтому любовь не есть нечто вечное и незыблемое. Противоположное мнение - заблуждение, аналогичное мнению о вечности и неизменности природы.
Любовь может не возникнуть. Может возникнуть, но ненадолго. Может возникнуть и крепнуть с каждым годом, и так до конца жизни. А может исчезнуть и через 15-20 лет совместной жизни супругов*.
Если любовь исчезает, то это значит, что она перерастает в равнодушие или ненависть. Чувство симпатии к человеку - это уже начало, самое слабое и первое проявление любви к нему.
Если люди любят друг друга не очень продолжительно, то обычно говорят, что это не было настоящей любовью, а лишь увлечением. Неверно! Это тоже настоящая любовь, хотя и не «вечная»! И каждый человек счастлив не только в те минуты, дни, недели... в течение которых он жил этой любовью, но и всегда будет вспоминать о них с
*Именно эта любовь, любовь мужчины и женщины, наиболее интересует людей и наиболее загадочна для них, и о чем я преимущественно говорю. А ведь есть и сыновья, материнская любовь, любовь к Родине и т.п. 414
радостью и светлой улыбкой на лице.
Но любовь одного человека к другому не есть абстрактное понятие, а именно конкретное чувство, обусловленное качественными особенностями и любящего, и любимого. А поскольку каждый человек характеризуется не только привлекательными чертами, то к чувству любви могут примешиваться и чувства досады, каких-то претензий и даже ненависти. Поэтому в силу качественного различия людей любовь одного человека к другому не похожа на любовь второго к первому, тем более на любовь третьего к четвертому, из-за чего и существует большое разнообразие в определениях любви.
Любовь, как было сказано, вырастает не на пустом месте, а является следствием отношений между людьми, причем не каких-нибудь отношений, а отношений хороших. Один человек начинает нравиться другому, тем более становится любимым лишь тогда, когда первый удовлетворяет какие-то материальные, моральные или духовные потребности второго. И наоборот, если первый не только не удовлетворяет никаких потребностей второго, хотя бы только эстетически, но и безответственно пытается сам удовлетворить свои потребности за счет второго, то второй будет если не ненавидеть первого, то по крайней мере будет к нему равнодушен. Вся практика общественных отношений доказывает эту истину.
В силу сказанного должно быть понятно, что один человек может любить сразу нескольких. И сила его любви к различным людям будет определяться полнотой удовлетворения его потребностей, а качество любви будет зависеть от того, какие потребности удовлетворяются. Так, например, мы одновременно можем любить сына, дочь, отца, мать, брата, мужа, жену, тетю, какого-то близкого знакомого. И все это качественно различная любовь.
Более того, я уверен, что один человек может любить нескольких противоположных ему по полу как сексуальных партнеров. Но в силу количественно определенного круга качественно определенных потребностей человек, конечно, не может любить бесконечное число людей, в том числе и как сексуальных партнеров. Кроме того, возникновение чувства сексуальной любви к противоположному полу возможно только при определенном возрастном и физиологическо-анатомическом их соответствии. Но считать, что один мужчина не может одновременно любить более чем одну женщину, значит заблуждаться. Одна женщина тоже способна любить более чем одного мужчину одновременно. Конечно, на половую любовь влияют семейный долг, различного рода обязанности и т.п., но это не
опровергает тот факт, что каждый человек может любить несколько сексуальных партнеров сразу.
Поэтому «с переходом средств производства в общественную собственность индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом; общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут ли они брачными или внебрачными. Благодаря этому отпадет беспокойство о «последствиях», которое в настоящее время составляет самый существенный общественный момент - моральный и экономический, - мешающий девушке, не задумываясь, отдаться любимому мужчине»272. Сегодня одному, завтра другому и т.д.
Определенная пара сексуальных партнеров будет любить друг друга, может и даже будет жить вместе (хотя это вовсе не обязательно) определенное время, а то и всю жизнь. Но это не значит, что они не могут жить друг без друга, что они не будут общаться с другими половыми партнерами, привлекающими их другими гранями человеческого общения, другим букетом любовных ощущений и переживаний. Тем более это не значит, что совместное проживание, любовь и половое общение они будут оформлять юридически (вступать в брак). Ведь брак есть следствие существования моногамной семьи со всеми ее атрибутами, с материальными ценностями в том числе, является юридическим инструментом частного собственника - мужчины для обеспечения ему его прав в семье.
Так что с исчезновением былого значения материального богатства в семье, с переходом воспитания детей в руки государства необходимость в юридическом оформлении брака отпадает совершенно - парной семьи просто больше не существует.
Разве что кое-кто захочет свидетельством о браке подтвердить свою любовь к кому-то?
Конечно, некоторые половые партнеры, любящие только друг друга и никого более и любящие друг друга и только друг друга всю свою жизнь, будут, наверное, существовать. Но это будут редкие исключения, подчеркивающие правило.
Да, люди будут любить друг друга, в том числе и как половых партнеров, в рамках огромной семьи - коммунистического общества. И их чувства не будут больше отравляться частнособственническими отношениями, наследством, неудовлетворенными материальными потребностями.
Это будут счастливые люди!
Критика «Капитала»
Те критические замечания к теории капиталистического общества К. Маркса, которые я хотел сделать, в основном уже изложены как при критике его основных категорий политэкономии, так и по ходу положительного изложения основ политико-экономической теории, да и самим этим положительным изложением. Осталось теперь немного.
Изложение главного труда своей жизни К. Маркс начинает так: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров», а отдельный товар - как элементарная форма этого богатства. Наше исследование начинается поэтому анализом товара». И далее К. Маркс начинает изложение своей теории.
Но такое обоснование начала изложения не более, чем предлог, ибо точно так же можно было обосновать начало изложения теории с изучения отдельного рабочего или рабочего класса в целом, т.к. богатство нации является плодом их труда; с изучения самого капиталиста, т.к. это богатство делается под крышей его предприятия, и т.п.
Поэтому в действительности начало своей теории капиталистического способа производства К. Маркс никак не обосновывает.
Но - угадал! Угадал гениально, и это дало ему возможность построить всю теорию, постепенно усложняя картину движения и развития капиталистической экономики, являющуюся достаточно верным отражением для своего времени капиталистического производства. Более того, его теория открыла возможность давать полезные советы рабочему классу по вопросам их практической борьбы с капиталиста- ми, смогла предвидеть в общих чертах пути развития капитализма и его революционное (хотя на деле не обязательно революционное) преобразование в социализм, осветив тем самым обществу пути его развития.
А это значит, что его теория имела и имеет практическое значение для революционного движения всего человечества, для строительства нормальных человеческих отношений.
Почему же К. Маркс, начав свой анализ с товара, очень удачно угадал начало всей экономической теории капитализма?
Да потому, что товар есть следствие основных внешних и внутренних общественных отношений, благодаря которым общество существует и развивается, - труда и товарного обмена из-за протекания процессов труда в обществе в условиях разделения труда и специализации производителей. 417
Но эти первоисточники движения и развития всякого общества (труд и обмен) у К. Маркса остаются «за кадром», из-за чего К. Маркс вынужден неосознанно наделять товар свойствами не только следствия общественных отношений, но и свойствами самих этих общественных отношений. И получается, что их (общественных отношений) в теории как бы нет, хотя они повсеместно присутствуют. И все, что с товарами здесь происходит, происходит как бы само собой: они сами движутся, сами меняют свои формы и т.п. Так же происходит и воспроизводство с накоплением. Капиталиста и рабочих здесь нет, хотя они и где-то рядом, угадываются «за кадром». Угадываются потому, что всякому нормальному человеку не только понятно, что все, что излагается в «Капитале», является следствием деятельности этих субъектов, но и потому, что сам К. Маркс пишет об их делах, хотя и без них.
Получилось так потому, что К. Маркс не пытался осмыслить первопричины существования и развития общества, а все его внимание, как я объяснил ранее в критике его категорий, было сконцентрировано целиком только на следствиях главных причин. Причем на следствиях материальных - на экономике, на вещах, ее составляющих, потому что именно в этом материалист К. Маркс видел первопричину существования общества (= видел не во взаимодействиях различных материальных объектов, а в материи), поскольку всякий материалист именно это считает основой всего сущего, причем основой, независимой от сознания, от субъективного*.
Поэтому все субъективное осталось по форме за пределами его теории.
И у К. Маркса получилась по форме сугубо материалистическая концепция развития капиталистической экономики: все здесь базируется на товаре, т.е. на экономическом атоме, из которого состоит экономический субстрат, или на экономической клеточке, из множества которых соткана капиталистическая экономика.
И пока К. Маркс дает анализ категорий своей системы, ее недостатки не бросаются в глаза, хотя уже настораживает приписывание вещам общественных качеств, потому что здесь мы пока не видим движения объективных реальностей, а потому и их причин. Эти недостатки проявятся позже, в движении капитала, как мы видели, а пока лишь идет исследование исторического среза капиталистической экономики, ее статики.
*Хотя, как мы знаем, материальное не независимо от сознания, от субъективного, но первично (см. с. 138-149). 418
В этой связи интересно отметить, что К. Маркс и не пытался начинать изучение и изложение капиталистического производства в движении и развитии, т.е. не задавался целью применить принцип развития общества как принцип логического (да и исторического) исследования. Но тем не менее вся теория в дальнейшем, в процессе синтезирования капитала из полученных в анализе категорий и после него, становится динамичной, движется. А исторические иллюстрации и сравнение теории с историческими фактами завершают динамический облик теории капиталистического общества.
Как это случилось? Откуда капитал получил толчок, за счет чего он стал двигаться?
Как и положено для гегелевских мировоззренческих принципов и фетишистских представлений капиталистов, капитал приходит в движение от самого себя, от своего внутреннего толчка: вдруг в определенный момент капитал начинает самовозрастать. Конечно, за счет своего внутреннего вечного двигателя, специфического товара - рабочей силы, потребление которого дает капиталу прибавочную стоимость, хотя это есть потребление самого себя.
И, конечно, это не могло произойти иначе как путем приписывания рабочей силе соответствующих специфических качеств. Но что поделаешь, как увидел К. Маркс этот факт социальной действительности (эксплуатацию рабочих капиталистом), так нам его он и показал. А затем, заложив этот хитрый товар в гегелевскую конструкцию капиталистической экономики внутренним способом и заставив его функционировать, К. Маркс получил самовозрастание капитала. Это нам и выдало идеалистическую его суть.
Поэтому капитал и «Капитал» К. Маркса являются не более чем априорной конструкцией. И хотя в послесловии ко второму изданию 1го тома «Капитала» он пишет, что «после того как эта работа закончена», удалась, «и жизнь материала получила свое идеальное отражение, то может показаться, что перед нами априорная конструкция»; ни этими словами, ни какими бы то ни было другими он не доказывает обратного. По крайней мере если не априорной, то достаточно искусственной, умозрительной и надуманной она является. Конечно, наряду со своей естественностью и адекватностью социальной действительности. И поскольку многие выводы из теории подтверждались фактами из жизни, выдержав, таким образом, испытание практикой, то ничего иного материалисту К. Марксу, да и
его последователям не нужно было для полной уверенности в верности этой теории.
Но мы уже видели, что кое-какие ошибки эта теория содержит и что причины этих ошибок лежат в исходных теоретических принципах изучения природы и общества, с исправления которых и надо начинать, т.е. самому сугубо политико-экономическому исследованию следовало предпослать решение некоторых общефилософских проблем.
А уж после - браться за исследование экономическое, начинать которое следует с факта исторического развития общества вследствие его взаимодействия с внешними причинами как первого принципа диалектической логики.
Вот в основном и все критические замечания по «Капиталу».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, как видно из теоретического материала, категории «капитализм», «социализм» не пустые абстракции. И путей преобразования капиталистического общества в социалистическое в основном два (если не считать различных их комбинаций):
1. Взятие власти трудящимися в свои руки насильственными методами; политико-экономическая (но ни в коем случае не физическая) ликвидация ложных собственников (но не на все 100 %, а лишь там и тогда, где и когда есть уверенность, что коллективы трудящихся справятся со своими задачами); правовое урегулирование всех этих вопросов. Причем все это должно происходить в условиях гласности, свободы слова и широчайшей народной демократии. Но поскольку демократия народная, а не буржуазная, то неконституционные действия (не слова и мнения, а именно действия) бывших ложных собственников против власти трудящихся, против народной демократии должны пресекаться правовыми органами.
2. Эволюционное шествие революционных преобразований капиталистических отношений в социалистические вследствие высокого экономического развития общества путем естественно-исторического развития общенародной демократии из буржуазной со становлением и развитием подлинно общенародных представительных органов власти.
Этот второй путь движения общества к социализму мы уже наблюдаем в современных капиталистических странах. Где только зародыши социалистических отношений, а где уже и более развитые формы, как в Швеции например, о которой, бывает, говорят, что там больше социализма, чем в бывшем СССР.
Какой путь более приемлем для людей? Конечно, тот, который приносит обществу меньше бед и потерь, меньше неприятностей людям. Так что, второй путь лучше?
Кто его знает. Ведь его нельзя сравнивать с послереволюционным развитием СССР, поскольку социализмом здесь, кроме некоторых лозунгов, и не пахло. Это была идеолого-политико-экономическая и военная диктатура меньшинства над огромным большинством населения, в принципе неприемлемая для нормального развития общества, противоестественная для любого сообщества. Это беда нашего народа.
Сравнивать следовало бы с тем социализмом, который необходимо было строить после революции и которого мы, к сожалению, не видели. И только тогда можно было бы со всей уверенностью проводить сравнение.
А сейчас можно сказать только то, что народу нельзя отказать в революции, нельзя осуждать за это, поскольку народ (а это огромная масса людей) не от хорошей жизни борется за установление необходимой ему политической власти, естественно, неконституционными методами*.
И если бы большевики не боролись за установление своей диктатуры, а сразу после революции соответственно своим лозунгам раз и навсегда раздали землю крестьянам, а заводы и фабрики рабочим, чтобы те были подлинными хозяевами своей судьбы; образовали бы подлинно представительские народные органы власти, демократичес- кие правовые и политические институты в центре и на местах, то не было бы тех огромных человеческих и экономических потерь. И я уверен, что мы уже давно были бы примером экономического и социального развития для всех народов мира.
Поэтому там, где революции совершаются, согласно всем рассмотренным ранее аргументам, следует строить рыночный социализм. Но не догматично, не насильственно по отношению к трудящимся (в том числе и по отношению к менеджерам). Ограничениям и запретам должны подвергаться только те виды деятельности или действия, которые противоречат правам личности и коллективов.
Но это касается тех стран, где верхи действительно не могли и не
*Кстати, на неконституционные методы борьбы народа с власть предержащими толкают сами власти. По многим причинам. Но прежде всего потому, что для достижения своих целей у народа нет конституционных возможностей, нет мирных путей. Для наглядности можно взять любой пример свержения народом своих правителей. 421
хотели управлять по-новому, да и по-старому не могли, а низы не могли жить по-старому и страстно желали перемен.
А стоит ли какой-либо партии ради именно общенародных интересов целенаправленно работать над вооруженным восстанием и насильственным захватом власти?
Не знаю. Но думаю, что если в силу множества причин демократия после победы исключена, а властные функции переходят от одной группы людей к другой, чем все перемены и завершаются, то для народа такая «революция» не только бессмысленна, но и вредна.
ВОПРОСЫ ОППОНЕНТАМ
(Для закрепления изложенного теоретического материала, и в качестве индикатора искренности оппонентов).
1. С первым вопросом читатель уже знаком - это двухвариантный вопрос о ПО (с.13-14). Повторю его другими словами.
Если я говорю, что нечто существует объективно-реально, то подтверждаю свое утверждение ощущениями (непосредственными или опосредованными), т.е. практически. Аналогично утверждение о притяжении тел подтверждаю экспериментом, опять же практически.
Если Вы утверждаете, что объективно-реально существуют законы, противоречия и т.п., то подтвердите это практически, не ограничивайтесь словами, иначе ваша вера ничем не обоснована. Только при выполнении этого условия, причем удачном для оппонентов, можно утверждать, что ПО не единственный критерий для определения характера существования реальности, раз кроме него есть и другие.
И никто не имеет права не согласиться с этим марксистско-ленинским принципом: «Ни одна теория, ни одна концепция (ни одно мнение. - В.В.) не может стоять выше практики и избежать проверки практикой». (Лилов А. Теория и практика реального социализма. М., 1982, с. 26.)
Кроме того, как практически доказать небытие Бога, если допустить объективно-реальное существование принципиально неощущаемого? Ведь оно не взаимодействует с материальным миром!
2. Закон причинно-следственных отношений (ПСО). Его истинность не оспаривается ни в одной из областей науки и практики человечества, а потому не может оспариваться и в таком наиболее общем виде, в каком он сформулирован на с.34, 38. Но если истинно мнение, что законы, противоречия и т.п. существуют объективно-реально, то это значит, что закон ПСО неистинен, что если на тело ничто материальное не действует, то оно все равно может 422
изменяться за счет взаимодействия с законами, противоречиями и прочими интеллигибельными реальностями; что взаимодействие двух и более объектов не может быть определенным, однозначным, а потому предвидеть результаты их взаимодействия невозможно. Как быть с этим логическим и практическим противоречием? Что верно: закон ПСО или мнение об объективно-реальном существовании интеллигибельных детерминантов?
3. Чем отличаются отношения собственности от объектов собственности? Что является объектом собственности, т.е. какой круг реальностей попадает под это название?
4. Поскольку существующие реальности бывают либо материальными, либо идеальными, т.к. ничего третьего нет, то чем в этом смысле является стоимость?
Если Вы считаете, что стоимость материальна, то, как материалист, Вы должны доказать это практически. А вместе с тем дать материалистическое объяснение переселения стоимости из одних товаров в другие.
5. Прошу доказать, что рабочий продает не продукт своего труда, а рабочую силу капиталисту. То есть это значит, что кустари, ставшие рабочими (фактически) на дому, после перемещения под крышу пред- приятия капиталиста с целью продолжать ту же работу, стали прода- вать бывшему скупщику не продукты своего труда, а рабочую силу.
6. Если самодвижение логической идеи через метаморфозы различных материальных объектов природы есть идеалистическое представление Гегеля о развитии природы, то разве не таким же идеалистическим представлением о развитии капиталистического общества является самодвижение самовозрастающей стоимости путем фантастического переселения в различные товарные формы?
7. Если феодализм и капитализм являются двумя принципиально различными политико-экономическими формациями, то в чем состоят их принципиальные различия?
8. Что означает термин «пропорциональность» применительно к капиталистической или социалистической экономике?
9. Могут ли центральные экономические органы знать лучше потребителей их платежеспособный спрос? Могут ли эти же органы знать лучше непосредственных производителей что, какого качества и сколько товара нужно произвести для потребителей? Кто лучше потребителей может контролировать качество товаров, производимых хозяйствующими субъектами?
10. Каково основное отличие социализма от капитализма?
11. Существует ли при социализме классовое деление общества? Если да, то в чем состоят принципиальные политико-экономические различия этих классов?