Польза и вред коллективного музыцирования

 

Школа – это место, где всех стараются обобщить. Что делать учителю, который обязан что-то дать сразу целому классу? Вот и играем в оркестрах, и поём хором. И это неплохо, но мы забываем главное: каждый из нас – прежде всего соло. И отношения с музыкой всегда индивидуальны. Хоры и оркестры удобны и доступны для учителей. Но если мы говорим о музыкальном обучении учеников, нам придётся придумать что-то более продуктивное.

Каждый человек должен развиваться в своём темпе, по мере своих способностей и усердия. Самое страшное для развития – если оно тормозится коллективом. Но ещё важнее правильная постепенность. Играть в оркестре, чтобы научиться нотному языку? Играть в театральных постановках, чтобы научиться читать и писать?.. Наоборот! Сначала дети учатся читать и писать, потом прочитывают роли и музыкальные пьесы, и только потом играют их коллективно.

Личное умение сыграть, прочитать пьесу по нотам или подобрать к мелодии гармонию – вот то, ради чего человек учится музыке. Это несравненно важнее, чем участие в оркестре. Самые скромные личные успехи в освоении музыкального языка - багаж человека на всю его жизнь, та ступенька, с которой он сможет легко продолжать учиться музыке.

Игра в коллективе – венец, результат индивидуальной работы. Здесь человек подтверждает своё умение исполнять и слышать всех остальных. Он использует уже отработанные навыки – и может получать от этого удовольствие. Хор или оркестр – следствие индивидуального развития. Причиной они не могут быть по своей природе: их участником может быть только весьма грамотный и умелый музыкант. Иначе получается коллективная какофония! Такое «музыкальное обучение» определённо тормозит развитие детей с хорошими музыкальными данными, и ничего не даёт тем, кто нуждается в развитии музыкальных способностей.

Поэтому на сегодняшний день электронное фортепиано (далее - ЭФ) может стать единственным приемлемым музыкальным инструментом публичных школ. В групповом музыцировании они намного эффективнее, чем пение в хоре или игра на одноголосном инструменте в оркестре. С их помощью очень удобно обучать детей музыкальному языку. Они позволяют использовать наушники, регулировать громкость и тембр звука - и заниматься в группе индивидуально. Никогда раньше у нас не было такой великолепной возможности учить группу детей навыкам чтения, игры на фортепиано и пения с листа. Но всё это – цветочки. Если соединить ЭФ с компьютером, мы получаем такую эффективность в обучении и отработке навыков, которую обычный педагог не в силах даже себе представить!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: