Как мы привыкли учиться и учить музыке

Музыка – это язык, и обучение музыке очень похоже на обучение другим языкам. Оно основано на общих законах восприятия, запоминания и развития навыков. Соблюдение постепенности, элементы игры и разумная оценка результатов – и человечек осваивает музыку легко и непринуждённо. Наоборот, не умея учитывать наших наработанных «привычек» – законов восприятия и развития, мало чего достигнешь в обучении.

 

 

Зубрёжка – это когда не на что опереться

 

У человека найдено 56 форм восприятий – огромный поток информации! В основном она приходит извне, через органы чувств. Всё, что мы фиксируем, мы стараемся озвучивать - даём каждому явлению имя, подбираем определения. Запоминая и проговаривая эти слова, мы как бы делаем явление частью самого себя, частью своего сознания. Всё, что названо и «проговорено», сохраняется в сознании в виде усвоенных «образов». Именно с помощью этих образов мы и можем мыслить. Мы можем размышлять и моделировать, используя воображение. И тогда появляется желание «повлиять на ход событий» - стремление к творчеству.

Обучение новому - постепенное наращивание знаний и опыта. Все это знают, но редкий педагог действительно понимает! Главное слово тут - «постепенное». Принцип постепенности – основной в любом обучении. Он означает буквально: каждый шаг, ступенька или навык должны усваиваться полностью, отрабатываться до состояния свободного применения – и пока этого не произошло, двигаться дальше, требовать нового противоестественно и недопустимо. Постепенность означает, что каждый ученик только сам, в соответствии со своими особенностями, определяет быстроту освоения нового. Проблемы в обучении возникают только тогда, когда педагог начинает требовать невыполнимого, ещё неосвоенного, неотработанного.

Новая информация воспринимается только тогда, когда мы к этому готовы. Новое понятие должно быть логичным развитием уже освоенных знаний. Новое упражнение – прямым следствием уже наработанных навыков. Освоенное – единственная опора для нового. Всё прочее отвергается нашим восприятием – для нас это «неподъемный груз».

Освоение нового – подъём вверх по лестнице, ступеньки которой ты сам строишь. Пока не укрепил новую ступеньку, опереться на неё нельзя. Можно, конечно, заставить человека встать на такую ступеньку – но тогда он просто срывается и падает.

Наши обычные уроки музыки – сплошные падения и срывы! Держать руки, сидеть прямо, смотреть в ноты, играть без ошибок и даже с динамикой – мы требуем выполнения всех этих навыков, не дав себе труд развить хоть один из них! Если иногда ученик и ухитряется успеть что-то освоить, мы не замечаем его облегчённого вздоха: программа не ждёт!

 

Хороший пример постепенного обучения - кубики, обучающие буквам. Вот кубик с картинкой яблока. Значок возле яблока - какая-то буква. Мы уже знаем, как выглядит яблоко, умеем говорить слово «яблоко». Мы также знаем, что в алфавите есть буква «Я». Все это мы давно озвучили и освоили, это - наша опора, ступенька. Нам осталось лишь «подняться на ступеньку» - узнать, как называется буква. Рисунок яблока здесь - подсказка. Название буквы – ответ на вопрос, который мы уже смогли себе задать. Поэтому ответ воспринят и тут же становится частью опыта.

Однако время кубиков быстро кончается! С приходом в школу человек попадает в мир «учебных программ». Какая уж тут постепенность! После начальной школы на ученика обрушивается вал информации. Навыки осваивать некогда - но этого никто и не требует. Всё, что нужно для хорошей оценки – пересказать прочитанное. А в музыкальной школе – проиграть. Так возникает привычка к зубрёжке.

Если опора для новой информации не готова, осмысленно запомнить её невозможно. И тогда память начинает работать механически – путем многократного проговаривания неизвестного на мышечном уровне. Опереться не на что – опорные ступеньки опыта кончились! Непонятная информация просто висит в воздухе. Выход один – заучивать совершенно без всякого понимания. Это и есть зубрежка. Зазубривание - форсированное, насильственное и бессознательное заучивание новой информации.

 

На уроках фортепиано зубрёжка – обычное дело. Чтобы избавить себя от мук чтения нот с листа, ученики запоминают пьесы и на слух, и «пальцами» - мышечной памятью. Не раз читала: весьма уважаемые педагоги советуют разучивать новую музыку не читая её, а зазубривая такт за тактом наизусть! Откуда берутся такие «методы»? Только из нашей неспособности научить детей бегло читать ноты. Что они дают? Подвешенность в воздухе. Ещё сырые, но уже «сданные» пьесы «выветриваются» из памяти безвозвратно. Отыграв пьесу на академическом концерте и даже получив «отл», человек забывает её, и через полгода уже не в состоянии восстановить. Без зрительной опоры и внутреннего слышания нотной записи сыгранная пьеса эфемерна. Только слух и мышечная память «не вытягивают» всей музыкальной информации, и она быстро теряется.

Восприятие свободно по природе. Оно не любит насилия, навязывания того, что непонятно, и всячески этому сопротивляется. Зазубренная информация, не найдя применения, выталкивается из памяти. Поэтому эффективность зубрёжки обратно пропорциональна её трудоемкости.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: